} ?>

«Тихий поединок», реж. А. Куросава

19.03.2017

Постер фильма "Тихий поединок"

В сороковые годы Куросава снимает минимум по одному фильму каждый год. Первый фильм «Гений дзюдо» вышел на экраны в 1943, а девятый - «Тихий поединок» - в 1949. Работоспособность восхищает.

Врач в исполнении Тосиро Мифунэ

В основе сценария «Тихого поединка» (вариант перевода – «Тихая дуэль») – пьеса современного японского драматурга Кадзуо Кикуты. Куросава был впечатлен актерским мастерством Мифунэ, очень хотел его снимать и посчитал, что роль врача Кёдзи актеру, безусловно, подходит. В прошлом фильме Мифунэ играл импульсивного гангстера, в новом - уравновешенного врача. Но вот что интересно. К обеим персонажам вполне подходит эпитет «самоотверженный», что вовсе не значит предполагаемого знака равенства между этими столь различными по характеру и темпераменту персонажами. Я пытаюсь сказать вот что. Куросава доверял Мифунэ главные роли во многих своих фильмам потому, что сценический облик Мифунэ в высшей степени благороден и самоотвержен. Тосиро Мифунэ воплощал столь ценимые Куросавой-режиссером героический дух, непреклонность и решимость самурая перед лицом опасности. А основная тема фильмов выдающегося режиссера – это героизм обычного человека в драматической жизненной ситуации.

Размолвка или недопонимание

Сюжет фильма таков. Молодой врач Кёдзи Фудзисаки заражается во время операции сифилисом от своего пациента. Он втайне лечится, но скрывает постыдную болезнь от всех, включая отца и невесту, которой объявляет, что не может жениться. Девушка удручена. Она некоторое время остается рядом с любимым, но потом выходит замуж за другого человека. Вторая сюжетная линия, которая переплетена с первой - отношения Кёдзи с тем самым пациентом, который его заразил. Они случайно встречаются и врач узнает, что пациент женат и его супруга ждет ребенка. Врач потрясен безответственностью Кэндзиро (так зовут пациента), поскольку тот не лечился от сифилиса и заразил жену и малыша в материнской утробе.

Люди всматриваются

Куросава, как всегда, заостряет драматическую ситуацию до предела. Куросава не романтичен и не сентиментален. Он – человечен. Режиссер видит человеческое сердце, сопереживает и сострадает своим персонажам и всегда четко и последовательно формулирует моральные максимы.

Мужчина и женщина гуляют

Куросава изумительно строит кадр. Он компонует кадр с таким непревзойденным мастерством, исключительным чувством композиционной гармонии, что только мастерство Куросавы-рассказчика и прекрасные актерские работы не дают забыть о происходящем на экране и любоваться кадрами, как живописными работами, выполненными волшебной ожившей тушью.

Куросава – один из благороднейших режиссеров мирового кино.

Две девушки беседуют

Я понимаю сейчас, что некогда, в юности, по наитию избрал Куросаву как любимого режиссера. Тогда я еще не знал его фильмы, смотрел лишь две или три работы. Теперь я укрепился в своем мнении. Кажется, именно кинематограф Куросавы дает мне больше, чем фильмы какого-либо другого режиссера мирового кино. Кстати, он родился в год металлической собаки. Как и я. Этот год приходит раз в шестьдесят лет.

© Максим Евстифеев

«Тихая дуэль»,

драма, Япония, 1949

Режиссер – Акира Куросава

Сценарий – Сэнкити Танигути, Акира Куросава по пьесе Кадзуо Кикуты

Оператор – Соити Айсака

Композитор – Акира Ифукубэ

В главных ролях: Тосиро Мифунэ, Такаси Симура


Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.