} ?>

«Расёмон», режиссер А.Куросава

27.03.2017

Постер фильма Расёмон

Принято считать, что именно с этого фильма кинозрители мира познакомились с кинематографом Японии. «Расемон» отлично приняли и высоко оценили, причем и в Европе и в США; он получил «Золотого льва» в Венеции и «Оскар», как лучший фильм на иностранном языке.

«Расемон» поставлен по новелле классика японской литературы Акутагавы Рюноскэ. Это история о кровавом происшествии. Крестьянин нашел в лесу труп убитого самурая и донес о преступлении. В процессе расследования выяснилось, что в лесной чаще пересеклись пути самурая, его жены и разбойника. Этот разбойник обманом обезвредил самурая и овладел его женой. Но кто и как убил самурая?

Два озадаченных человека

Возникают несколько версий произошедшего. Мы видим три вариант развития событий.

Первая версия – разбойника Тадзомаро.

Вторая – жены самурая.

Третья – убитого самурая, который через прорицателя рассказывает о том, что произошло.

Таким образом, мы смотрим детектив и пытаемся угадать (разобраться) в том, что случилось.

Версии значительно расходятся.

Разбойник утверждает, что самурая убил он, причем в честном поединке.

Жена говорит, что она сама в порыве отчаяния убила мужа.

Дух самурая свидетельствует о самоубийстве.

Однако детективный сюжет – только жанровая оболочка, за которой глубокое и драматичное размышление о человеческой природе.Жена самурая и разбойникФильм начинается сценой проливного безжалостного дождя у развалин древних императорских ворот Расёмон. Здесь встретились трое прохожих – дровосек (который нашел в лесу труп самурая), монах (который до происшествия видел самурая и его жену) и крестьянин. Постепенно выясняется, что дровосек, который донес о происшествии, был свидетелем происшедшего. Он рассказывает свою версию, о которой я, конечно, умолчу, поскольку рассчитываю, что этот текст прочитает те, кто еще не видел фильм.

Найти выдающуюся литературную основу, написать на основе новеллы замечательный сценарий, найти прекрасных исполнителей, объяснить им задачу, заручиться их доверием и поддержкой, безупречно поставить, снять, смонтировать фильм – это еще далеко не все, чтобы счесть фильм шедевром.

Яростный разбойник и пленная женщина

Куросава продолжает там, где многие остановились бы, посчитав творческую задачу выполненной. Куросава продолжает там, где останавливается Акутагава.

Куросава продолжает с таким мудростью и благородством, что не оставляет зрителям  шанса погрузиться в тяжелые размышления о человеческом эгоизме и лживости.

Я уже не раз писал о том, что Куросава – в высшей степени благородный человек и режиссер. Великие мастера не разоблачают, не высмеивают, не обвиняют. Великие мастера всегда исцеляют. Таков Куросава.

Совершенная мизансцена

Послесловием – одна короткая реплика. Бесподобно Куросава выстраивает глубинные мизансцены, насколько они композиционно драматичны или умиротворены, многозначны и прекрасны.

Мужчина с новорожденным

© Максим Евстифеев

«Расемон»,

драма, Япония, 1950

Режиссер – Акира Куросава

Сценарий – Акира Куросава, Синобу Хасимото, по новелле Рюноскэ Акутагава

Оператор – Кадзуо Миягава

Композитор – Фумио Хаясака

В главных ролях – Тосиро Мифунэ, Масаюки Мори, Матико Кё, Такаси Симура


Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.