} ?>

«Жить», фильм Акиры Куросавы

30.03.2017

Двое на качелях, из фильма Жить

Пытаюсь найти точку отсчета, чтоб написать о фильме. Чтобы написать осмысленно,  ровно то, что хочу, то, что важно написать. Поймал себя на мысли, что хочу изучить фильмографию, посмотреть, не делит ли фильм «Жить» фильмографию Куросавы пополам, а, может, он лежит в точке золотого сечения? И если – да, то потом подвести по это какую-то невзыскательную философию. Нет, не будут смотреть, подсчитывать.

На танцевальном вечере в клубе

Я долго подбирался к этому фильму. С тех пор как я узнал, о чем он, я не мог решиться посмотреть его. Тема царапала душу.

Кино с большим количеством хорошего юмора, это помогает. Но все равно – я не столько фильм смотрел, сколько в себя смотрел. Всматривался, вглядывался. И так же я смотрел в себя только после еще одного фильма - «Соляриса» Тарковского.

Японская танцовщица

Цепенеешь от темы, она бередит, тревожит, даже возмущает. Да, тема смерти всегда возмущает. Я завидую бесстрашию Куросавы. Он прямо говорит о таких вещах, о которых говорить трудно и не принято. О которых хочется говорить зажмурившись, бормоча, с опаской, с оглядкой. Которые приближают человека к реальности, сталкивают к ней – нос к носу. Вот теплый нос человека, а вот холодный - реальности. А, может, наоборот. Смотри ей в глаза – ты умрешь. Все умрут. А кто ты? Ты – кто?

Нет ответа. Нет ответа? Ищи. А то – позор.

Японский чиновник с бумагами

Главный герой заболевает. Жить ему осталось полгода. Но главный герой – мумия. Он забыл, что значит – жить. Жизнь в нем давно свелась к примитивным функциям. Он – функционер жизни. Функционер судьбы. А какая судьба у мумии? Таращиться на свет Божий. Занимать место в пространстве за вычетом своего места во времени.

И вот главный герой пускается в одиссею, чтобы добраться до своего «я». И на этом пути его ждут невиданные озарения и открытия, которые казались невозможными раньше. Впрочем, невозможность – это только отрицание возможности. А герой не мог ничего отрицать, кроме себя. А теперь он себя принимает, спустя годы после детства – узнает. Путь труден, а он на грани физического истощения. Тело истощается, дух крепнет.

Беседа мужчины и женщины в баре

Жить – не задача. Жизнь – не самоцель. Жить – призвание. Жизнь – реальность. Герою удается – жить. Здесь необходим именно глагол несовершенного вида – жить! – призвание найдено, действие не завершено, судьба состоялась.

Действие не завершено – ни для героя, ни для нас. Жить – значит действовать с любовью, ради любви, значит, принять жизнь в себе, принять собой. Кто ты? – Жизнь.

Такаси Симура в фильме "Жить"

Титаническое кино. И хотя Куросава весь творческий век пестовал титанов, этот фильм –исполин даже в его киномире.

© Максим Евстифеев

«Жить»,

драма, Япония, 1952

Режиссер – Акира Куросава

Сценарий – Синобу Хасимото, Акира Куросава, Хидэо Огуни

Оператор – Асакадзу Накаи

Композитор – Фумио Хаясаки

В главных ролях: Такаси Симура


Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.