} ?>

«Я живу в страхе», режиссер А.Куросава

01.04.2017

Постер фильма "Я живу в страхе"

Сергей Кудрявцев, известный кинокритик, сказал, что «рецензии пишутся лишь для того, чтобы убедить самого себя в собственном мнении о фильме».

Точнее - сформировать мнение о фильме. Я с Сергеем Валентиновичем согласен. Значит, писать рецензии – занятие не менее безответственное, чем танцевать, петь, рисовать и т.д. ради собственного удовольствия. Если человек все это делает формально неважно, но с удовольствием, он прекрасен. И, скорее всего, на него будет интересно смотреть. А если человек танцует, поет, рисует и т.д. не только с удовольствием, но и совершенствует свои умения (ведь то, что доставляет нам радость, хочется изучить глубже), то рано или поздно он научится это делать хорошо.

Японская семья

И все-таки, как продолжает Кудрявцев, говоря о работе кинокритика, «если находятся несколько человек, которые читают рецензии, то это - их личная причуда, в чём критик ничуть не повинен и не должен оправдываться перед теми, кому его писанина вовсе не нравится». Именно так!

Мужчина с грудным ребенком

Моя задача – обдумать фильм и написать о нем то, что мне кажется важным и написать так, чтобы прояснить собственные мысли.

Мое необязательное предисловие к заметке о фильме Куросавы «Я живу в страхе» вызваны, конечно, страхом или – мягче – недоверием к своей способности точно понять и выразить свое отношение к фильму. То есть, отношение-то понятно: я в очередной раз под огромным впечатлением от шедевра японского гения. Еще короче - я потрясен. Но что делать с этим потрясением и нужно ли вообще что-то делать? Осмыслить эмоция, распознать чувство – немалый труд. Но над моей душой никто, кроме Ангела Божьего, не стоит и потому я отпускаю внутреннего цензора восвояси. Не так-то это легко, он крутится тут неподалеку. Ну да ладно. Пусть себе.

Тосиро Мифунэ и Такаси Симура в фильме "Я живу в страхе"

Постоянные партнеры - Тосиро Мифунэ и Такаси Симура

Итак, история. Есть пожилой японец, он крупный бизнесмен, человек семейный, многодетный. У некоторых детей свои семьи и дети, так что родственников немало. Этот человек хочет эмигрировать в Бразилию и увести с собой всех родных. Причина в том, что он боится последствий возможного ядерного взрыва.

Перечитал этот абзац: поверхностно и неточно. А как же тогда?

Директор металлообратывающего завода хочет спасти любимых людей и всеми доступными способами убеждает их отправиться в Бразилию. А родственники не желают уезжать из Японии и всеми доступными способами сопротивляются главе семейства.

Тоже не то.

Промышленник Киити Накадзима уверен, что мужество в том, чтобы предотвратить опасность и решиться на эмиграцию, а трусость в том, чтобы закрыть глаза на бедствия, которые грозят Японии. Здесь не хватает важных определений – «возможную опасность» и «возможные бедствия». Однако так ли это важно? Ведь для главного героя возможности эти столь же реальны, как раскаты грома и вспышки молнии, которые он принимает за ядерные удары.

А, может быть, так: после бомбардировок Хиросимы и Нагасаки главная цель господина Накадзима – защитить любимых людей от последствий ядерных взрывов, т.е. спасти их жизни.

Кадр из фильма "Я живу в страхе"

Тосиро Мифунэ в роли Киити Накадзима

Четыре разные истории. И все-таки Акира Куросава рассказывает какую-то другую – драматическую, даже трагическую историю, которая и выматывает и исцеляет.

Главная трудность с фильмами великих мастеров в том, что они требуют от зрителя напряженного внимания. Такое внимание далеко отстоит от любопытства и зрительского интереса, которые возникают как условные рефлексы на зрелищные фильмы любых жанров. Шедевры предъявляют права на сердце и душу зрителя, вот почему мало смотреть эти киноленты, их нужно видеть, а трудность их восприятия, возможно, сопоставима с трудной работой или молитвой.

Два человека в гулком коридоре

Я прояснил свое отношение к кинематографу. Я равнодушен к фильмам-развлечениям. Я жду от кино – искусства. Хороший фильм – хороший собеседник.

© Максим Евстифеев

«Я живу в страхе»,

драма, Япония, 1957 г.

Режиссер - Акира Куросава

Сценарий - Синобу Хасимото, Хидэо Огуни, Фумио Хаясака, Акира Куросава

 

Оператор - Асакадзу Накаи

Композитор - Масару Сато

В главных ролях: Тосиро Мифунэ, Такаси Симура


Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.