Новые фильмы, новые жанры
Чтобы создать и содержать это гигантское предприятие, бывший «мастер на все руки» Зекка, став директором производства, взял в свой ведение контроль над работой многочисленных режиссеров, зачастую самим подбираемых. Эти режиссеры создавали фильмы различного жанра и стиля.
Феерия, во многом обязанная Мельесу, развивалась у Патэ несколько другими путями. В фильмах Патэ «Вильгельм Телль» и «Кот в сапогах» (постановка Люсьена Нонге в 1903 г.) роль декорации уже значительно возрастает. В то время как Мельес и его сотрудник Клодель злоупотребляли деталями, нагромождали аксессуары, строили романтику на контрастах белого и черного, в Венсенне, наоборот, все упрощали стремились к натуре, углубляли обманывая зрение, перспективу, разрешали себе роскошь, которую редко мог себе позволить театр. В качестве примера можно указать на бассейн, в котором плавали лодки Гесслера и маркиза Карабаса, приветствовавшего запряженную четверкой королевскую карету.
И в то время как Мельес, замкнувшись в стеклянных стенах свое студии, руководствовался всецело своей богатой фантазией, режиссеры Патэ не теряли из виду окружающий их мир. По примеру англичан они перемежают в своих фильмах съемки в павильоне с натурными.
«Сын дьявола», поставленный Лепином, может служить образцом такого сочетания фантастических декораций с натурой. Сын дьявола выходит из рисованных декораций ада через причудливые подземелья каменоломен в Монтрёе и щедро раздает драже зевакам у Венсеннской заставы. Здесь нет никакого разрыва между декорацией и улицей. Мельес не признавал подобных сочетаний, которые нарушали единство его искусства.
Гастон Велль в течение трех лет с успехом создавал в Венсенне трюковые фильмы. В этом близком к феерии жанре фантастическое стало обыденным. Шедевром Велля был фильм «Любовник Луны» с Зекка, исполнявшим главную роль и в то же время наблюдавшим за постановкой. Герой этого фильма – порхающий, несколько вульгарный пьяница уже ничем не был обязан Мельесу.
«Реалистические драмы» развивались в «социальном» плане. Зекка наблюдал за постановками фильмов «Стачка» и «В краю угля «Стачка» оканчивалась «примирением труда и капитала с благословения закона». «Гвоздем» фильма «В краю угля» был взрыв рудничного газа. Не считая сюжетов на исторические темы, все герои фильмов Патэ были такими же маленькими людьми, как и зрители, приходившие на них смотреть. «Великосветские» драмы оставались пока на долю театра.
Родившейся вместе с кинетоскопом кинематографической эротике был отведен особый раздел в каталоге Патэ: «Пикантные и гривуазные сюжеты. Детям вход воспрещен». Луиза Милли снова снялась в «Ложе новобрачной» для Зекка. Этот фильм был главной приманкой на сеансах «только для мужчин».
Но, помимо эротики, Патэ вводил в кинематограф и более благородные чувства. Успех, выпавший на долю «Романа любви» декоратора Лорана Эйльбронна, положил начало новому направлению в фильмах Патэ. В Венсенне с этого времени стали говорить о киноромане для обозначения фильмов, рассказывающих какую-либо сентиментальную историю. Этот жанр был развит Андре Эзе. Фотографии его «Дезертира» являют резкий контраст с примитивизмом работ Мелъеса, сделанных в то же время. Для того чтобы воспроизвести сцену свидания унтер-офицера с кафешантанной певичкой в маленьком гарнизонном городке, мы пользуемся теперь более сложными декорациями, большим числом статистов, более тонким освещением; однако принципы постановки остаются примерно те же.
В 1906 г. определился художественный поворот в работах Патэ. По всех областях, во всех жанрах его фильмы достигли с этого времени полной оригинальности. Иностранные и французские образцы были превзойдены и забыты. Подражатели сделались самостоятельными художниками. Кинороманы, появление которых было подготовлено некоторыми английскими фильмами, с течением времени стали самой совершенной формой кинофильма. Они открыли путь датскому и американскому кино.
Не менее поразительной была и эволюция комических фильмов. В вульгарном и зловонном болоте комедий Зекка родились персонажи новой Комедии масок: пьяница Буасансуаф, муж Дюкорнар, хозяин Вотур, привратник Пипле, бездарный живописец, полицейский Грибуй, апаш, проститутка, Пандора — типы, пришедшие на экран со страниц юмористических журналов и альманахов.
Образовались также труппы комических актеров, в процессе ежедневных съемок овладевавших своим ремеслом и проверявших на экране точность своей игры и ее эффективность.
В 1905 г. в Венсенне начали снимать фильмы комического преследования. Это были «Десять жен па одного мужа» (подражание американскому образцу), «Погоня за париком», «Кража разрешена!», «Ищи его» и т. д.
Преследователей играли профессиональные акробаты, пришедшие из мюзик-холлов или кафешантанов, танцоры, мастера сальто-мортале и т. п. Среди них были Ромео Босетти и Андре Дид.
Первые фильмы, в которых снимался Дид, были сделаны Мельесом. Дид был акробатом и певцом в разных парижских театрах,
но с 1906 г. стал комической «звездой» Патэ. Он был известен зрителям под именем Буаро (пьяницы).
Дид в основном пользовался «гэгами», а не «погонями». После его отъезда в Италию в 1905 г. Макс Линдер, занявший место
Дида, перешел от приемов обычной клоунады к использованию комических ситуаций. Этот молодой лауреат Бордосской консерватории начал свою карьеру с исполнения выходных ролей в «Варьете» — лучшем театре парижских бульваров.
Макс был небольшого роста, тщедушный, болезненного вида. Он появился в Венсенне в 1905 г. и играл школьников («Первый выход», «Первая сигара» и др.), а также исполнял различные роли в драмах и феерия («Жизнь полишинеля»).
Между 1902 и 1908 гг. количество фильмов, выпускаемых Патэ, значительно возросло. В 1902г. в единственной существовавшей тогда студии: было снято за год всего около двух-трех тысяч метров пленки. В 1909 постоянно работало уже пять павильонов Патэ, причем еженедельный выпуск новых фильмов достигал более тысячи метров. Это увеличение количества повлекло за собой в 1906 г. необходимость улучшения качества продукции. Определился и характер жанров: феерия исчезала, комедия приблизилась к подлинному искусству, сентиментальная драма получила права гражданства. Неизменный успех «Страстей», копии которых продавались тысячами и съемки новой версии которых были начаты в 1907 г., естественно, привели Патэ и его конкурентов к новой формуле – художественному фильму.
Залы, где показывались фильмы, ярмарочные балаганы превращались в театры. Рождался новый вид зрелищного предприятия — кинотеатр.
Жорж Садуль. “История киноискусства” Глава V “Первые шаги Патэ”
Как Джордж Альберт Смит изобрел монтаж
Англия – родина киножанра “погони и преследования”
Начало деятельности Шарля Патэ и фильмы Фердинанда Зекка
Кинодороги