Семь лет в Тибете / Seven Years in Tibet,
драма, 1997 г., США
Режиссер - Жан-Жак Анно
Автор сценария – Бекки Джонстон по книге Генриха Харрера “Семь лет в Тибете”
Оператор - Роберт Фрейсс
Композитор – Джон Уильям
В главных ролях:
Брэд Питт – Генрих Харрер
Дэвид Тьюлис – Петер Ауфшнайдер
Почти два с половиной часа длится кинорассказ о жизни в Тибете австрийского спортсмена и альпиниста Генриха Харрера. “7 лет в Тибете” – странный фильм, но сказать “странный” – значит не сказать практически ничего. Нужно объяснить. А странность состоит в том, что объяснять не то, чтобы нечего, но слова кажутся лишними. Автор этих строк прочел несколько рецензий-отзывов на фильм “Семь лет в Тибете” и авторы почти всех говорят примерно одно и то же, отмечают, что фильм – величав, спокоен, медитативен, и кому-то фильм очень нравится, кому-то – просто нравится, кто-то считает, что фильм на один просмотр, но увидеть посмотреть его нужно.
И даже непоклонники Брэда Пита, который исполнил в фильме одну из своих лучших ролей, не раздражены его игрой и склонны говорить о фильме как-то очень рассудительно, спокойно и – опять-таки – величаво.
Странность, таким образом, заключается в том, что фильм действует на очень разных зрителей примерно одинаково. Согласитесь, таких фильмов вообще-то немного. Даже шедевры мирового кинематографа вызывают у зрителей (и искушенных зрителей) очень разные чувства. А перед нами – не шедевр? Наверное, нет а все же чудесным образом всех роднит, успокаивает и примиряет.
“7 лет в Тибете” – фильм-путешествие. В прямом смысле. Это интерпретация одной из вечных историй – истории Одиссея, Улисса, который ищет потерянный дом. Авторы могли бы поддаться искушению снять фильм как многозначную притчу, языком кинематографа рассказать о необходимости путешествия внуть себя, в поисках своей души и обретении Бога.
Но Жан-Жак Анно оставил мораль на горных вершинах Тибета – разгляди, кто желает, – а сам выбрал путь странника и даже слушателя. Словно бы не Анно расказывает нам историю устами главного героя, а сам режиссер – такой же внимательный слушатель, как и мы.
В фильме есть чрезвычайно драматические эпизоды, как, например, моменты жестокого избиения беззащитных тибетцев красной армией Китая, но они – не кульминация истории, не испытание воли, не проверка решимости главного героя. Все события жизни Генриха Харрера, о которых он рассказал в своей автобиографической книжке “Семь лет в Тибете” – это данность, которую Харрер учится принимать, но самое главное – он учится сострадать. Именно способность к состраданию, к искреннему участию в судьбах людей и делает Харрера столь человечным.
Его взаимоотношения с отроком Далай-Ламой лишены сентиментальности. Эти отношения вызваны не острыми душевными переживаниями и не стремлением скомпенсировать психологические травмы, мы становимся свидетелями сближения людей разных культур в свободном изъявлении сострадательной любви. Мне исключительно понравилось, что важнейшая ценность буддизма – сострадание – в фильме “7 лет в Тибете” не подается ни как назидание, ни как наставление. Весь фильм – тихое таинство постижения человеком ценности жизни. Любой жизни. Жизни вообще.
“Семь лет в Тибете” – чудесный фильм. И это чудо является так тихо и мирно, что не сразу удается понять, что это не жанровый фильм, не мелодрама, не драма. Все жанровые определения – лишь формы кинобытия. А как мы назовем способность художника рассказать в своем фильме о том, что составляет саму суть жизни? – О сострадании, любви, постижении света. Мы назовем это светлым даром. Мы назовем это мудростью.
Читайте и смотрите:
“Король говорит”, реж. Том Хуппер
“Мирный воин”, реж. Виктор Сальва