“Бокаччо 70″ !
Скерцо в четырех актах по замыслу Чезаре Дзаваттини. Продюсировал фильм Карло Понти.
В переводе с итальянского «scherzo» – шутка, небольшое произведение, которое исполняется в быстром, даже стремительном темпе.
Четыре замечательных режиссера объединили усилия четырех съемочных групп и сняли четыре фильма. Режиссеров не волновали неизбежные сравнения, каждый из них уже был известен и почитаем. У каждого были свои поклонники, своя творческая манера, свой стиль.
Роман Боккаччо не при чем. «Декамерон» – лишь исходная точка, взмах стартового флажка, а страстный забег посвящен взаимоотношениям влюбленных пар. Увлечение, нежность, привязанность, страсть, грехи и нечаянности впопыхах, прямые слова и тайные намеки – то, что определяет мир отношений мужчин и женщин. Но не ищите в этом фильме сентиментальных сцен, да и от жанра романтической мелодрамы «Боккаччо 70» решительно отмежевался. Это изящное, насмешливое, пристрастное, временами – лиричное и задумчивое, реалистичное (в трех новеллах) и сюрреалистичное (у Феллини) кино.
Первый этап доверили Марио Моничелли. Замечательный итальянский комедиограф (к тому времени уже снял серию фильмом о похождениях Тото) поведет нас в мир юных, трепетных отношений очаровательной девушки и достойного юноши, чувство которых расцветает под критичным напором бесцеремонного социума крупного итальянского города. Я, конечно, перегнул палку. Социум – ну, что с него взять? Он - данность: льет дождь или палит солнце – к чему обвинять погоду? Так и тут: молодые люди живут с родителями юной жены, за тонкой стенкой ходят озорные младшие братья и сестры и поминутно стучат или заглядывают в комнату. Сама юная жена работает в некоем учреждении, где замужество не приветствуется, и девушка принимает ухаживания своего шефа, чтобы тот ничего не заподозрил.
Первая киноновелла по стилистике напоминает советские реалистические киноленты 50-60-х годов, например, ее можно легко представить одной из частей фильма Михаила Калика «Любовь».
Эстафету подхватывает маэстро Феллини. Феллини – безудержен. Совсем недавно он снял «Сладкую жизнь» и мастер наслаждается, насмешничает, фантазирует, фонтанирует и делает все с примерным вкусом, демонстрируя экстравагантные кинофокусы.
Все очень просто – чудесный Пеппино Де Филиппо (которого Феллини и Латтуада снимали еще в фильме «Огни варьете) играет харизматичного ханжу (именно так!), изнывающего под бременем непосильной сексуальной мощи шикарной Аниты Экберг. Экберг – напомню – с блеском сыграла в «Сладкой жизни» – и Феллини вновь обратился к ее артистическим услугам, предложив роль рекламной дивы. Именно – рекламной, потому что героиня Экберг по сценарию фильма сходит с плаката, чтобы разбить сердце бедному доктору Антонио. Сердце разбито наполовину, а вот сознание Антонио помрачено… чем все закончилось – не скажу, смотрите фильм.
Третий этап «бежит» аристократ итальянского кино Лукино Висконти. Спешить ему некуда и незачем. Висконти никогда не спешит. Он изумительно методичен, точен в каждом кадре, истории, которые он рассказывает, всегда завораживают, актерские работы ошеломляют.
История Висконти – о супругах – аристократах, так отдалившихся друг от друга, что только горькая «комедия», которую играет обманутая жена и смятенное вожделение мужа способны их сблизить. Необыкновенная роль Роми Шнайдер, потрясающие крупные планы, изысканные постановочные кадры, и – психологически выверенный финал, который совершенно дезориентирует зрителя. Неужели, то, что мы видели – тоже «киноскерцо»? Задумчивость…
Финиширует Витторио Де Сика. Победно финиширует, в быстром, даже стремительном темпе обещанного скерцо. Дзаваттини написал для Де Сика сценарий. Они с Де Сика давние кунаки. Вместе работали над фильмами «Тереза Пятница», «Дети смотрят на нас», «Врата неба», «Шуша», «Похитители велосипедов», словом, дуэт – что надо!
И вот – как на блюдечке – карнавальная развеселая история о незадачливом везунчике, который выиграл в лотерею приз – ночь с прекрасной женщиной (естественно, в исполнении примы итальянского кино Софии Лорен), да ничего ему не перепало – потому, что … нет, не потому что героиня «гордая была» (как Ася Клячина), а потому что героиня полюбила другого.
И эта легкая история местами напоминает легендарные гайдаевские фильмы – атмосферой обаятельного мошенничества, когда инициаторы или участники аферы сами попадают впросак.
В общем, дорогие мои друзья, «Боккаччо 70» – кино отличное. И весьма длинное, аж 195 минут. Вот вам и скерцо! – целый спектакль в четырех отделениях.
Посмотрите “Бокаччо 70″ онлайн:
Короткая информация о фильме:
«Боккаччо 70»,
1962 г., Италия, мелодрама, комедия
Первая новелла «Ренцо и Лучиана»
Режиссер – Марио Моничелли
Сценарий – Джиованни Арпино, Итало Кальвино, Сузо Чеччи Д`Амико, Марио Моничелли
Оператор – Армандо Нануцци
Композитор – Пьеро Умилиани
В главных ролях:
Мариса Солинас, Джермано Джилиоли
Вторая новелла «Искушение доктора Антонио»
Режиссер – Федерико Феллини
Сценарий – Федерко Феллини, Энио Флайано, Тулио Пинелли
Оператор – Отелло Мартелли
Композитор – Нино Рота
В главных ролях:
Анита Экберг, Пеппино Де Фелиппо
Третья новелла «Работа»
Режиссер – Лучино Висконти
Сценарий – Сузо Чеччи Д`Амико, Лучино Висконти
Оператор – Джузеппе Ротуно
Композитор – Нино Рота
В главных ролях:
Роми Шнайдер, Томас Миллиан
Четвертая новелла «Лотерея»
Режиссер – Витторио де Сика
Сценарий – Чезаре Дзаваттини
Оператор – Отелло Мартелли
Музыкальная аранжировка – Армандо Трувайоли
В главных ролях:
Софи Лорен, Луиджи Джиллиани, Альфио Вита