«Гений дзюдо» – режиссерский дебют тридцатитрехлетнего Акиры Куросавы. Фильм вышел в прокат (25 марта) сразу после дня рождения режиссера (23 марта), таким образом, режиссер сделал подарок не только всем будущим зрителям своего фильма, но и самому себе.
Фильм исключительно хорош, и не только для дебюта. Это живое, смелое, умное, тонкое кино, но, поскольку я вижу, что для меня существует некая опасность захлебнуться в эпитетах, сдержу эмоциональные порывы и постараюсь написать, чем же он мне так понравился.
Во-первых, главный герой Сугата Сансиро в исполнении Сусума Фудзита – личность чрезвычайно обаятельная. Конечно, герою фильма о боевых единоборствах по статусу положено вызывать доверие и симпатию. Вопрос в том, какими способами это достигается. Образ полнокровен и узнаваем. Есть схожесть художественного метода Куросавы с подходом Феллини. Кажется, что для обоих персонажи их картин не менее реальны, чем повседневный круг общения, все те, кто окружал режиссеров в жизни. Хорошие люди вызывают уважение и добрую улыбку. Так называемые «отрицательные» персонажи у Куросавы и Феллини всегда амбивалентны. Режиссеры таким героям сочувствуют; иногда они не скрывают негодования, но всегда избегают судить. И никогда не выносят никаких окончательных вердиктов. Они всегда предпочитают морализаторству – задумчивость.
Во-вторых, уже в первой ленте Куросава раскрыл себя как мастер точной остроумной детали. Таковы гэта – деревянные японские сандалии, которые Сугата решительно отбрасывает в сторону; затем они валяются под ногами прохожих, их поливает дождь, с ними играет щенок, потом, дырявые, они висят на ограде и, в конце концов, отправляются в плаванье во время половодья.
В-третьих, Куросава изумительно показывает переходные состояния человека и момент его озарения, преображения, сатори. Достойная восхищения психологическая и художественная чуткость. Я говорю, конечно, об эпизоде рождения нового Сугаты, когда после бессонной ночи в вязком болоте он увидел распустившийся цветок водяной лилии.
В-четвертых, уже в первом своем фильме Куросава наслаждается пластическими и живописными возможностями кинематографа; мало назвать его кадры красивыми, а мизансцены выразительными, они глубоко продуманны, они одухотворенны.
После фильма Куросавы вышло еще пять фильмов по роману Цунэо Томиты «Сугата Сансиро». Я их не смотрел и не могу утверждать, что Куросава сделал лучшую экранизацию. Но, в любом случае, фильм Куросавы сильнейшим образом воздействовал на воображение и творческие поиски пяти режиссеров. Повторить Куросаву нельзя. Но поиск творческой самостоятельности для всех режиссеров стал вызовом саму себе.
***
姿三四郎 / “Гений дзюдо”,
драма, Япония, 1943 г.
Режиссер – Акира Куросава
Сценарий - Акира Куросава, Цунэо Томита
Оператор – Акира Мимура
Композитор – Сэйити Судзуки
В главных ролях:
Сусуму Фудзита – Сугата Сансиро
Юкико Тодокори – Саё Мурари