«Воин-тень» – так нужно было бы перевести иероглифы названия поздней картины Акира Куросавы. Это фильм 1980 года, «поздний» Куросава. Название принято переводить, как “Тень воина”. Между «Тенью воина» и «Воином-тенью» большая разница, верно? Тень не может быть воином, но воин способен стать тенью.
Когда в юности я впервые посмотрел эту ленту, она потрясла меня. С тех пор я неизменно называл ее в числе любимых своих кинофильмов. А теперь – не могу. Страшная, изнуряющая финальная сцена – ничего трагичнее и печальнее этой сцены я в мировом кино не видел – после нее я ощутил опустошение. После давнего просмотра память моя услужливо вымарала из памяти кадры агонизирующих лошадей, оставило лишь гневный и печальный образ гибнущего двойника князя Такэды Сингэна. Но теперь все вернулось. Физическое ощущение бездны, пропасти, конца мира.
Сцена гибели войска князя Кацуёри чудовищна. При этом она безукоризненно снята, и блестяще смонтирована. Создается впечатление, что все 170 предыдущих минут фильма – лишь приближение к этой сцене. Ее художественная мотивировка.
Я уже не раз писал, что устраивать и фиксировать гибель животных в художественном кино совершенно недопустимо. Нет такой художественной задачи, которая оправдывала бы подобную жестокость. Хочу верить, что ни одной животное при съемках «Воина-тени» не погибло. Но сам вид лошадей, неподвижных и агонизирующих на поле битвы, в лужах ретушированной, надеюсь, крови, лошадей, которые, переваливаются с бока на бок, вздымают тонкие, словно надломленные ноги, перебирают ими в воздухе – ужасен.
Фильм основан на подлинных событиях. Речь, конечно, не о том, что у князя был двойник, который в течение почти трех лет «замещал» его после смерти, но о самом князе Такэда, его сыне Кацуёри, битве при Нагасино. Увы, увы – известно, что Кацуёри нарушил заветы отца и спустя девять лет полностью утратил все владения клана Такэда. Куросава рассказывает две истории. Первая – о самонадеянности, возможно, глупости и зависти сына к достижениям отца, и вторая – о внезапной преданности «низкого» человека, вора – верности князю и клану до самоотречения.
Куросава снял эпический фильм. Его планы – суровы и прекрасны. Он лаконичен и страстен. Он «рисовал» свои истории крупными мазками, прорабатывал все детали и долго работал над фоном. Его тема – жертвенность и ответственность за свой выбор в условиях его неоднозначности. Он был титаном, трагиком. Кроме того, Куросава – потомственный самурай, он снимал кино духовно цельное, поражающее мощью.
И все это я пишу, ни на мгновение не забывая о надломленных животных, вздымающих сильные, прекрасные ноги к небу. Мир, перевернутый с ног на голову.
Всегда надо думать о том, какими средствами мы идем к нашим целям.
«Воин-тень»,
Трагедия, Япония, 1980
Режиссер – Акира Куросава
Сценарий – Масато Идэ, Акира Куросава
Оператор – Такао Сайто
Композитор – Синитиро Икэбэ
В главных ролях:
Тацуя Накадай – князь Такэда Сингэн / воин-тень
Цутому Ямадзаки – Такэда Нобукадо
Кэнъити Хагивара – Такэда Кацуёри
Дзинпати Нэдзу – Цутия Сохатиро