В студии «Гомон» и в пригородах Парижа постановщик и его труппа в два-три дня снимали большие фильмы длиной в восемьсот-девятьсот метров.
Для комических фильмов было достаточно одного утра. Комические фильмы были специальностью Жана Дюрана, создавшего в Камарге, на юге Франции, французский «ковбойский» фильм. В «Живом ожерелье» его жена, «звезда» Берт Дагмар, выступала со змеями боа. Ее обычными партнерами были Фуше и Дартиньи, Джо Хамман и юный атлет Гастон Модо, прославившийся в фильме «Живой или мертвый – сто долларов». Однако этот умный и тонкий артист, превосходный сценарист и романтический «ковбой», не отказывался выступать и в комических фильмах, одеваясь при этом самым причудливым образом. Репе Карль — то вдова, то благородная, преследуемая судьбой дама в «Жизни как она есть», то трагедийная королева в «эстетическом фильме» — становилась матерью Карапуза в комическом фарсе. Бебе Абеляр (у нас Карапуз, или Боба) – один из первых вундеркиндов экрана, предшественник Джекки Кугана, Кло-Кло и Ширли Темил.
Как отказаться от роли? «Звездам» платили тысячу франков в месяц при ангажементе на три года. Они были такими же служащими, как декораторы, плотники, постановщики, операторы. Сценаристы получали по пятьдесят франков за принятый сценарий. Они надеялись в один прекрасный день получить приглашение на «постоянную ставку» в качестве постановщиков.
В Бютт-Шомон, у ворот своей фабрики, Леон Гомон, в черной соломенной шляпе, ожидал с часами в руке своих служащих и бросал грозный взгляд на постановщика, позволившего себе прийти пятью минутами позже восьми часов. Патрон, раз в неделю присутствовавший на сеансах показа, поворачивался иногда к тому или иному из своих постановщиков, чтобы сказать ему спокойно и сухо: «Вам придется, очевидно, искать себе другое занятие. Пройдите к кассе…»
Благодаря такой железной дисциплине средняя стоимость постановки обычного фильма не превышала десяти франков за метр, а комического фильма — пяти франков. Стоимость в пятьдесят франков за метр была редчайшим исключением. Те же методы и те же цены были правилом и для всех других французских студий, и в этом отношении Франция служила тогда примером для всего мира.
В труппе фирмы «Гомон» Леоне Перре, в прошлом актер парижского театра «Одеон», режиссировал и играл роль толстяка-селадона Леонса в серии «Леонс» — ряд психологически «тенденциозных» комедий нравоов в «изящном» стиле, присущем школе «Гомон». В этих короткометражных фарсах, которые на сегодня утратили значительную долю своей остроты, партнершей Перре была Сюзанна Гранде / Suzanne Grandais, шестнадцатилетняя актриса из парижского театра «Клюни», начавшая свою экранную карьеру в студиях «Эклер» и «Люкс». Сорок пять фильмов, выпущенных за восемнадцать месяцев и поставленных в большей своей части Леонсом Перре, создали славу этой юной артистке. Однако, несмотря на ее успех в фильмах «Омар» и «Облако», Сюзанна Гранде явно не годилась для фарсовых ролей; зато она была превосходна и в драмах и в комедиях. Красавица, великолепная спортсменка, добрая, отважная, всегда в прекрасном настроении и вместе с тем естественная и простая, она скоро стала символом французской девушки на экране.
Этот созданный ею тип она воплотила в ряде сыгранных ею фильмов. Наиболее известны следующие фильмы Сюзанны Гранде: «Расплата за счастье», «Тайна Кадорских скал», «Железная рука», «Кружевница», «Белые блузы», «Гитана», «Красная хризантема» и др. (поставленные Перре); «Почтово-телеграфные барышни, «Фантазия миллиардера», «Мост над бездной» и т. д., (поставленные другими режиссерами).
Леонс Перре / Léonce Perret до 1914 г. значительно больше Луи Фейада заботился о художественности своих постановок. Часто он снимал против света, умело применял искусственный свет, систематически использовал крупный план и т. п. Из числа его фильмов мелодрама «Дитя Парижа» и сегодня еще поражает нас совершенством техники и тонкостью передачи. И все же мы предпочитаем ему всегда несколько грубоватого Фейада, рисовавшего правду жизни с точностью добросовестного бухгалтера, бережно относящегося к каждому метру пленки. Однако это не исключало тенденция Гомона к «красивым кадрам» — специальности фирмы. У Гомона образовались кадры прекрасных операторов, творивших по тем временам буквально чудеса; например, съемки, которые они производили в находящемся в пути вагоне-ресторане без помощи искусственного света.
Жорж Садуль “История киноискусства” Глава VIII “Развитие французского кино между 1909 и 1914 годами”
Раньше – Луи Фейад
Позже – Знаменитый Фантомас