А начать я хочу с музыки. В этом фильме – гениальная музыка, которую написал Владимира Косма.
Собственно, одна тема. Но какая! С нее начинается фильм, ею и завершается. В этой теме – методичное постукивание, позвякивание механической игрушки, и одновременно – глубокая лирика и нежность. Можно вообразить, как идет по полу, покачиваясь искусственный зверек – обезьянка, например. Бьет себе в литавры и бредет дальше по установленному пути. Все мы видели такие игрушки. Помните, в фильме “Приключения Электроника”? И вдруг это механическое существо становится для кого-то родным. Самым родным на свете. И этот “кто-то” прижмет игрушку к сердцу и ни за что не расстанется.
Я был совсем маленьким, когда французский фильм “Игрушка” с Пьером
Ришаром в главной роли вышел на экраны советских кинотеатров. Фильм очаровал,
безоговорочно. Сразу же – и навсегда. Годы прошли – а впечатление от
него неизменно. Я не знаю, правда – не знаю! – ни одного человека,
который посмотрел бы этот фильм с замершим сердцем, с бесстрастной душой.
Этот фильм – о каждом из нас, как мне кажется. Каждый из нас когда-то был игрушкой для кого-то. Может быть, самой любимой, бесценной, дорогой. И если нас это утомляло или раздражало, то потом, спустя время, мы воспринимали ту ситуацию по другому.
Когда ребенок засыпает рядом с любимым мишкой – это правильно. Когда ребенок вырастает и забрасывает любимого мишку на чердак, предает его забвению – это неправильно. Пусть хотя бы в памяти наши любимые игрушки – мишки, куклы и слоны – живут рядом с нами.
Что уж говорит о людях! О людях, которых мы воспринимали как игрушки нашей жизни. А кому-то позволяли так обходиться с собой. И сладкая горечь была в этом. Сладкая горечь – любви, доверчивости, надежды.
Актеры в “Игрушке” – изумительные. Все-все. Роль маленького Эрика исполнил Фабрис Греко. Единственная его роль в кино. Греко стал инженером-программистом.
Пьер Ришар покоряет с первых же кадров. Когда он в ожидании приема у главного редактора газеты сидит на диване и нервно перелистывает журнал, то кажется: это документальные съемки. Человек устраивается на работу и очень переживает. Не может скрыть волнения.
Для тех, кто совсем не знает, о чем этот фильм, расскажу коротко сюжет. Его можно уместить в две-три фразы. Безработный журналист долгое время ищет работу и устраивается, наконец, стажером в одно престижное издание. Сын директора издания требует, чтобы журналист стал его личной игрушкой. Директор ни в чем не может отказать своему сыну, а журналист в этой ситуации очень зависим…
Где же собственное достоинство человека? Разве можно позволять так помыкать собой?
На эти вопросы могут быть даны разные ответы. В том числе и такой: чувство собственного достоинства состоит в том, чтобы оставаться самим собой. А Франсуа Перрен верен себе. Он не из тех, кто забрасывает любимые игрушки “на чердак”. Он способен заметить, насколько одинок и несчастен избалованный мальчишка. Упрямый мальчик Эрик, который сам стал игрушкой для своего отца. Может быть, Рамбаль-Коше старший не доиграл в детстве? Наверное, и он тоже когда-то был для кого-то игрушкой. Впоследствии заброшенной на “чердак воспоминаний”.
Что мы без любви?!
Информация о фильме “Игрушка” / Le Jouet,
1976 год, Франция, лирическая комедия
Режиссер – Франсис Вебер
Оператор – Этьен Бекер
Композитор – Владимир Косма
В главных ролях:
Пьер Ришар – Франсуа Перрен
Фабрис Греко – Эрик Рамбаль-Коше
Мишель Буке – Пьер Рамбаль-Коше
Другие фильмы о любви:
“Семь маленьких рассказов о первой любви”
Fabrice Soulier, игрок в покер, это и есть Фабрис Греко?
Да, это он
А можно ссылку? На основании чего? У них даже даты рождения разные.
Убрал фото, ибо, похоже, что я сам обманулся, когда искал фотографию. Это два разных человека. Извините.