Когда вы смотрели последний раз немое кино?
Вы готовы потратить три часа на фильм, снятый почти… столетие назад?
Это не чаплинская короткометражка, отнюдь.
Трехчасовой фильм-драма. Эпопея! Три часа смотреть на дрожащую черно-белую пленку, нечеткое изображение, демонстративную игру актеров… Да полно, можно ли так любить кино, чтобы предпочесть это зрелище современному арт-хаусу. Или триллеру. Или психологической драме
Что вы говорите? – Фильм «Рождение нации» признан шедевром? Так, когда это было! Фильмы стареют, как и люди.
Вот пожилой человек – будешь ли любоваться на сморщенную кожу его щек, поджатые губы, станешь ли ловить нечеткий взгляд?
Смотрите, смотрите, какая могучая воля во взгляде этого старика. Сколько величия в жестах этой древней старухи. Шелуха лет спадает, что открывается нам?
Страстный, одновременно яростный и нежный фильм.
Кино, которое едва не раскололо американскую нацию.
Одни этот фильм называли «гениальным», другие давали уничижительные оценки.
А сам Гриффит, сорокалетний режиссер, снявший до того кучу незначительных короткометражек, – а снимал он их порой по две в неделю, – и до своей режиссерской карьеры сменивший дюжину профессий – подносил мячи для гольфа, служил в каких-то учреждениях, работал библиотекарем, трудился металлургом, курьером, лифтером и много кем еще, – вдруг приобрел громкое имя в киномире, заработал миллион и стал пионером киномонтажа, как искусства…
Товарищи дорогие, да возможно ли это!?
Америка – страна безграничных возможностей. Не только Америка, конечно, но Гриффит – сын своей страны, о США – и речь. И фильм его – о рождении нации, о времени, когда на полях сражений сошлись две силы – Юга и Севера, Конфедерации и Союза северных штатов.
Дэвид Уорк Гриффит был чрезвычайно одарен кинематографически, он тонко чувствовал пластику кинокадра, он рисковал, но знал, что открывает новые пути, когда яростно и ошеломляюще монтировал общие и крупные планы, когда демонстрировал блестящий параллельный монтаж, когда показал, насколько могучей силой может быть «идеологическое кино».
Да, хотел ли он этого? Хотел ли влиять на кого-то или утверждать свою правоту, пропагандировать свое восприятие событий полувековой давности?
Гриффит предваряет фильм титром-ремаркой, и сомневаться в правдивости ее у нас нет никаких причин. Авторы фильма сообщают нам, что их задача – «показать бессмысленные и разрушительные последствия войны, вызвать у зрителя отвращение к ней».
Подозреваю, что в нынешней политкорректной Америке «Рождение нации» – фильм non grata. Не рекомендован к просмотру, потому что однозначен в интерпретации. Кажется, что фильм (особенно вторая его половина) – пропаганда превосходства белой нации, утверждение расовой нетерпимости. По поводу нетерпимости будет еще повод поговорить, еще один великий фильм Гриффита, как известно, так и называется – «Intolerance». Что же касается превосходства белой нации…
Гриффит родился в южном штате Кентукки, а его отец во время Гражданской войны воевал на стороне конфедератов. Семья была разорена, какое-то время ее члены жили на жалованье сестры Дэвида – Мэтти. Она работала учительницей. Потом, как я уже писал выше – долгие годы, когда будущий кинорежиссер №1 искал свой путь в жизни. Он пришел на студию Эдисона в 1907 году, то есть ему уже исполнилось тридцать два года. Совершенно сложившийся человек. Американских «вгиков» не заканчивал, их попросту не было. Пришел – и стал снимать. Учился на ходу, осваивал киноприемы, которых то было – раз, два и обчелся.
И вот попадает к Гриффиту сценарий (крайне реакционный, как посчитали бы сейчас) писателя Томаса Диксона. И он проникся драматической историей до такой степени, что, вероятно, просто не был способен себя сдерживать и держать в рамках политкорректности. Гриффит превращает частную жизнь одной семьи в глобальную эпопею, которая включает в себя почти все грани человеческого бытия. «Чернокожие» здесь играют образ «врага». Я подчеркиваю – именно «образ»! Не враги они сами по себе, ничуть не бывало! Когда вы увидите, с каким удовольствием Гриффит показывают пышнотелую преданную служанку (негритянку!) семьи Камерон, которая оглушительно лупит темнокожего вояку, то, наверное, почувствуете, что симпатии Гриффита на стороне чести и честности – так, как он их понимает. И Гриффит, как человек с пылким воображением, конечно, рассказывает отчасти и свою историю – расцвета и упадка семьи его родителей. И речь не только о материальной составляющей, ведь культура американского Юга – это грандиозный пласт истории страны. Вспомним величественные романы Уильяма Фолкнера.
Не надо судить Гриффита. Давайте его поймем.
Он был честным, пристрастным и очень одаренным человеком. Кинематографистом от Бога. Он снял два гениальных фильма. И об одном я только что написал, как сумел.
Спасибо, мистер Гриффит!
Информация о фильме «Рождение нации» / The Birth of a Nation
1915 г., США, драма
Режиссер – Дэвид Уорк Гриффит
Сценарий – Дэвид Гриффит, Фрэнк Вудс, Томас Диксон
Оператор – Билли Битцер
Композитор – Джозеф Брейль
В фильме звучит музыка Бетховена, Грига, Чайковского, Грига, Листа, Вагнера, Верди, Россини и мотивы народных американских песен
В главных ролях:
Лилиан Гиш – Элзи
Рольф Льюис – Остин Стоунмен
Мэй Марш – Флора
Мериэм Купер – Маргарет
Генри Уолтхолл – Бенджамен
Смотрите фильм “Рождение нации” онлайн: