Отзыв-рецензия на сериал “Игра престолов” 1 и 2 сезон

Сериал “Игра престолов” снимается (ибо работа, насколько я понимаю, далеко еще не закончена) по циклу романов Джорджа Мартина. Цикл называется “Песнь льда и пламени” и включает пять уже изданных романов и два, которые Мартин еще пишет (либо уже написал и они готовятся к изданию).

Игра престолов

Но, признаться, книжки эти я не читал и пишу свой отзыв-рецензию на сериал “Игра престолов” только на основании того, что видел и не пытаюсь сравнивать кино с первоисточником. Так оно, наверное, и лучше.

Вероятно, если человек смотрит экранизацию до того, как прочтет литературный источник, по которому снят фильм, оправдан вопрос: “А читать захотите”? Ответить нетрудно: пока не хочу. Я даже скачал первый роман серии, пробежал глазами там абзац, сям абзац… не увлекло. Тем более, что сюжетные перипетии мне известны.

Первые серии первого сезона я смотрел с прохладцей. Затем, начиная, примерно с 4-5 серии, сериал очень увлек. Я “проглотил” первый сезон “Игры престолов” до конца, перебрался к второму и на 3-4 серии сезона ощутил, как интерес пропадает. На автостопе досмотрел я второй сезон “Игры престолов” и третий ожидаю даже равнодушно: выйдет – наверное, посмотрю, не выйдет – не расстроюсь ничуть.

В чем дело? Что поменялось в восприятии? Или сериал стал хуже? Мне кажется, я знаю, в чем дело. Обилие жестоких, натуралистических сцен оправдано, если существует глубинный мотив постижения истины, стремления к добру, любви, человечности. Если есть герой (герои), которые стремятся к справедливости или милосердию, делают ошибки, заблуждаются, падают и вновь встают, словом, если показан драматический путь духовного становления человека. В первом сериале был неоднозначный герой – Эд Старк, который вызывал уважение, сочувствие, жалость, но ни в коем случае не отчуждение. Эддард Старк был героем своего времени – мира, выстроенного по упрощенному образцу средневековых империй Земли, за одним чрезвычайно важным исключением, о котором чуть позже. Эд Старк шел по своему мучительному пути самопознания, когда автор вдруг решил: достаточно с меня Старка. Решил – и убил главного героя.

А новый – не появился.

Дети Старка очень юны и немудры, чтобы заменить фигуру отца – заменить не для драматического повествования, а для меня, обычного зрителя, которому очень нужен герой.

Другие персонажи бьются в страстях, как мухи в паутине. Никто не свободен от изнуряющих, гибельных страстей, почти никто не может или не хочет бороться с темными сторонами своей души, никто не желает стать свободным от греха. Почти – потому, что есть  бастард Старка – молодой Джон Сноу, но, к большому сожалению, во втором сезоне его фигура не на первом плане повествования. Сноу – именно тот человек, который может стать героем цикла, но… я не знаю, даруют ли авторы сериала ему такое право.

При всей динамичности повествования история выдуманного мира внутренне холодна и неподвижна. Внешняя активность, горячность персонажей становится уязвимой и бесплодной, когда сталкивается с внутренним психологическим оцепенением героев. Подобно тому, как раскаленное железо вдруг стремительно охлаждают и оно становится слабым и хрупким.

В сериале показан мир, в котором человечество живет без Бога. Это невозможный мир. Наверное, потому киносага считается фэнтезийной. Неправдоподобных элементов в истории – раз два и обчелся. Зато есть один – не элемент, а дамоклов меч: духовная пустота, вызванная отсутствием Бога. Вот так мир без Бога и выглядит – пустынно и дико.

Таково впечатление после двух сезонов.

“Игра престолов”, 1 и 2 сезоны, драма, фэнтези, 2011 г., США, Северная Ирландия, Мальта

Режиссер – Тимоти ван Паттен и другие

Сценарист – Дэвид Бениофф, Джордж Мартин, Д. Уайсс

Композитор – Рамин Джавади

В главных ролях:

Шон Бин, Мишель Фэйрли, Кит Хэррингтон, Питер Динклэйдж, Марк Эдди и другие

Вы можете оставить комментарий, или поставить трэкбек со своего сайта.

Есть 2 коммент. к “Отзыв-рецензия на сериал “Игра престолов” 1 и 2 сезон”

  1. Рецензия ни о чем, попсовые слова всех (недо-)критиков про “нехватку духовного”. С ней согласятся разве что такие же помешанные на присутствии главного героя, обязательно несущего добро, и главного злодея – воплощения зла. И вот они воюют весь роман и в конце, конечно же, добро побеждает. Эдакий прототип сказки для воспитания детей. НЕ ПРО ЭТО роман Дж. Мартина. Не бывает в жизни того самого “добро всегда побеждает зло”. Не нужно рассматривать Игру престолов как очередной “Властелин колец” без эльфов (написанный как раз специально для детей). И посему – надо рассматривать сериал как нечто новое в плане фэнтезийного повествования, основанного на более-менее, но реализме отношений между правящими семьями и их окружения. И если в борьбе за власть каждый совершает свои поступки, то они ни в коем случае не должны быть идеальными только лишь для того, чтобы это выглядело красиво для зрителя. Именно за этот “реализм” и стоит смотреть Игру престолов. Этот фильм не про бытовуху, и не про внутренний мир человека… Он про историю Вестероса и жизнь пары десятков главных героев, связанных с этой историей.

    А про бога… насколько я знаю, Мартин не особо верующий, а канал HBO уж и подавно не снимал сериалы с уклоном на духовную жизнь главных героев, например тот же “Рим”. Если захочу смотреть фильм, где в каждой серии герои будут по 10 минут рассуждать на философско-религиозные темы, то поищу что-то другое, а Игру престолов, соизвольте, с этим не мешайте.

    Эмоционально и духовно не сформированным зрителям – фильм не смотреть!! Для них есть другие сказки, в которых они и почерпнут что хорошо, а что плохо…

  2. Согласен с предыдущим комментарием. Это произведение сильно отличается от “Властелина колец”, это не типичное и доброе фэнтези, где главные герои, пусть и переживают много испытаний, остаются целы и невредимы – лишь по той причине, что они такие “добрые и милые”. Я пока посмотрел далеко не все серии “Игры престолов”, но то, что я видел до сих, меня радует и приятно удивляет. В том числе именно благодаря этому отречению от привычных канонов жанра. Эддард Старк, каким бы хорошим и справедливым он ни был, лишь человек – и умер он, как человек. И смерть его очень важна – ведь именно она стала последним толчком, последней каплей, переполнившей чашу терпения обманутого народа, именно она развязала войну. Что касается духовной составляющей… Не совсем понимаю, причем тут вообще бог (ой, простите, Бог), ведь в произведении Мартина описывается совершенно другой мир, и там вполне может быть иная религия, либо полное ее отсутствие. В нашей же реальности часто именно Бог был причиной длительных и кровопролитных войн. Что же было бы с миром Мартина, если бы там была активная религия, да еще и не одна? А религия одна быть не может, на любого Иисуса найдется Будда. В таком случае вселенная “Игры престолов” с первых серий представляла бы собой кровавую неразбериху.

Написать ответ