Свой второй фильм Зак Снайдер снял по комиксу Фрэнка Миллера, известного художника-иллюстратора, автора многих графических новелл: «Сорвиголова», «Город грехов», «300» и других.
Зака Снайдера в качестве режиссера пригласил продюсер Джанни Нуннари, на которого история сражения при Фермопилах в фантастической трактовке Миллера произвела такое неизгладимое впечатление, что он страстно захотел воплотить комикс на экране.
Зак Снайдер пришел уже на готовый сценарий, но он – парень принципиальный и потому сценарий переписал (скажу мягче – переработал), причем в работу включился сам Миллер, как консультант. Фильм был снят в течение двух месяцев! Причем он был снят, кроме единственной сцены – на синем экране в технологии хромакей. Снимали цифровыми камерами, а затем посредством цифровой обработки накладывали нужный фон, декорации, эффекты, словом все то, за счет чего фильм выглядит так неестественно-завораживающе.
История легендарной битвы трехсот спартанцев против многотысячной армии Ксеркса напоминает в трактовке Снайдера многослойный бутерброд для глаз, поглощение которого вызывает восторженное причмокиванье. Это не значит, что фильм плох. Напротив, он очень хорош и имеет вполне явную ЦА (целевую аудиторию) – юных воителей-романтиков, молодых игрунов и игрунов постарше, мальчиков и девочек, не наигравшихся в детстве «в войнушку», добирающих теперь опыт упоительных сражений в компьютерных играх, испытывающих тихий восторг при просмотре кинолент определенного сорта, с действующими суперзлодеями и супергероями.
Можно сказать иначе, словами Владимира Высоцкого: «жили книжные дети, не знавшие битв, изнывая от мелких своих катастроф… мы же книги глотали, пьянея от строк». Небольшая разница: пьянеть от книжных строк, либо от экранных образов. Все так: в этих лентах хлещет через край юношеский адреналин, клубится тестостерон, жестокие схватки показаны как экранное воплощение детских фантазий о «походах, боях и победах».
Фильм «Три спартанцев» правильный. Это значит, что все нравственные и политические акценты расставлены четко и внятно. Это не «Город грехов», мрачный тоскливый нуар, в “спартанцах” героизм «впечатан» в каждый кадр. Не зря же образ царя Леонида, созданный Батлером, стал одним из генеральных образов упячки – субкультурного медиа-движения против УГ (Унылого говна) во всех его проявлениях.
Но это к слову. Вернемся к фильму и порадуемся за его создателей и нас – тех, кто его смотрит как историю о несокрушимой силе человеческого духа. Перед нами проходят орды персидских завоевателей, с которыми сражаются доблестные спартанцы. Орды демонически сильны, разношерстны и диковинны. Тут и личная гвардия царя Ксеркса с золотыми масками на лицах, и бесстыжие властелиноколечные троллеорки, и чудо-юдо, словно соскочившее со страниц средневековых бестиариев. Тут горы трупов, кровь заливает экран, а потом его штрихуют стрелы. Спартанцы великолепны, предатели гнусны, Ксеркс возвышается над Леонидом на три головы, изображает из себя живого бога, но оказывается тщеславным трусом. Здесь пресыщенность и порок контрастируют с рьяной отвагой, и все и всё варится в котле визуальной фантазии, выплескиваясь яркими сценами-всполохами.
Этот фильм будет долго жить, и его будут смотреть с немалым интересом и через пять, и через десять, возможно, и через двадцать лет. Он сделан с азартом и желанием.
Вместе с тем он какой-то иллюзорный, словно неосуществимая и сомнительная мечта. Снайдер сотоварищи показывают нам альтернативную бессолнечную реальность (небо в фильме затянуто гневными пророческими тучами с редкими проблесками пурпурного светила) и оказаться в мире, где случилась такая героическая история, не хочется. Наши, земные спартанцы бились в Фермопилах, на родной земле под животворными лучами древнегреческого (далее – везде) солнышка. Какой грек без солнца! Какой спартанец без рассвета! А? Вопрос риторический.
Я бы снял фильм иначе. Он был бы у меня солнечный, пряный, чувственный, я бы рассказал о воинах, не отказал бы им в личной истории. У Снайдера “спартанец” – характеристика, которая во многом отменяет индивидуальные черты, а мне этого недостаточно. Хотя, что это я! Замечтался.
Кино – отличное, на “пятерку”. Я ведь и сам из породы игрунов-романтиков.
О фильме «300 спартанцев» (300)
историческое фэнтези, 2006 г., США
Режиссер – Зак Снайдер
Сценарий – Зак Снайдер,Курт Йонстад, Майкл Гордон по комиксу Фрэнка Миллера, Линн Варли
Оператор – Ларри Фонг
Композитор – Тайлер Бэйтс
В главных ролях:
Джерард Батлер – царь Леонид
Лена Хеди – царица Горго
Дэвид Венхем – рассказчик, солдат Дилий
Смотреть онлайн фильм “300 спартанцев”