“Дядюшка Бунми, который помнил свои прошлые жизни” -
фильм 2010 года, награжден главным призом кинофестиваля в Каннах 2010 года – Золотая пальмовая ветвь.
Режиссер и автор сценария - Апичатпонг Верасетакул
Операторы – Сайомбу Мукдеепром, Юконторн Мингмонгкон, Чарин Пенгпанич
В главных ролях:
Thanapat Saisaymar – дядя Бунми
Jenjira Pongpas – Чен
Sakda Kaewbuadee – Тонг
Natthakarn Aphaiwong – Хуай, жена Бунми
Jeerasak Kulhong – Боонсонг, сын Бунми
ลุงบุญมีระลึกชาติ – название фильма на тайском.
Я завидую немного Апичатпонгу Верасетакулу. И не потому, что он, мой ровесник, снимает очень хорошие фильмы, которые отмечены на фестивалях (“Благословенно ваш” и “Тропическая болезнь” – на Каннском, “Синдромы и век” – на Венецианском), а вот теперь получил главную награду, пожалуй, самого главного фестиваля мирового кино. Мне импонирует способность Верасетакула наблюдать – затаившись, устранив самолюбование и тщеславные позывы. Он просто желает смотреть и видеть – так, умеют немногие европейские и американские мастера кинорежиссуры.
“Я на самом деле люблю быть один. Мне кажется, что я плохой рассказчик, но хороший наблюдатель. Камера для меня — средство защиты от людей и одновременно возможность их как следует рассмотреть”, – из интервью режиссера.
В самом деле, все так. Таец не рассказчик, а наблюдатель. В Америке и Европе принято рассказывать истории. Этому учат сценаристов и учат режиссеров. И актеры, конечно, должны рассказывать историю, и актерская игра – это средство рассказать историю. Повествовательная культура, что поделаешь! Да и делать ничего не надо: история – это здорово, это хорошо. Форд, Хичкок, Феллини – да все гранды кинематографа умели рассказывать истории. Иногда, правда, были малосюжетные фильмы – у тех же грандов, например, у Иоселиани. Или вовсе бессюжетные, например, “Зеркало” Тарковского. И тут-то нас вполне может затянуть водоворот бессюжетности, только бы не забыть, что бессюжетность – не синоним созерцания.
Камера – средство защиты от людей и вместе с тем способ их хорошо рассмотреть… Какая наивность! Камера завораживает режиссера, когда он думает, что рассматривает окружающее. “Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни” – завораживает. Но не каждого, а только того, кто захочет ощутить себя завороженным.
Мне кажется, что визуальная цельность и завершенность этой ленты возвращает зрителя к первым десятилетиям кинематографа, когда ленты были немы и бесцветны и погружали смотрящего в грезу наяву. Вот и “Дядюшка Бунми…” – грезы.
Любопытно читать отзывы зрителей:
- Наверное, со второй попытки посмотрю. При первой я аж подпрыгивала от нетерпения…
- Для очень терпеливых
- Хватило только на начало
- Нудный до ужаса
- Фильм для о-о-очень терпеливых , лично я люблю фильмы немного поживее
Нет, конечно, есть и другие мнения. Фильм нравится, его одобряют, рекомендуют и т.д. И все же, думаю, господствуют именно те оценки, которые я привел. Они несправедливы? – Ничуть! Все точно: фильм медитативный, тягучий, действие (если вообще можно говорить о каком-то действии) развивается очень неспешно. Вместе с тем, нет никакой близкой сердцу европейского зрителя иллюзорности, ирреальности – образы героев ясны, в их поступках нет двусмысленности и метаний, ведь “Дядюшка Бунми…” - не психологическая драма.
Я бы посоветовал смотреть “Дядюшку Бунми, который помнил свои прошлые жизни” только на рассвете, когда щебечут птицы, а вы только-только проснулись. Вы можете прихлебывать теплый вкусный чай и, откинувшись в кресле, спокойно дышать, размеренно дышать и наблюдать за тем, что происходит на экране. Забудьте о том, что вы европейский зритель, забудьте о собственной значимости и чувстве превосходства над кем бы или чем бы то ни было. Просто доверьтесь режиссеру.
Пусть вас покинет печаль или восторг, пусть сердце ваше успокоится и дыхание станет легким.
Фильм “Дядюшка Бунми, который помнит собственные жизни” поведет вас тайными тропами; вы не испытаете сильных чувств и избегните ярких эмоций. И это – благо. Вы ощутите многомерность собственной жизни и жизни вообще, ее тайну и тайну, которую храните вы сами. Совершенно противопоказано смотреть фильм в спешке, суете, стремясь урвать кусок удовольствия-зрелища. Ничего этого не произойдет. Напротив, вы ощутите разочарование. Но дело не в фильме. Впрочем, вы можете считать как вам угодно…
О “Дядюшке Бунми, который помнил свои прошлые жизни” писали, что это – “не фильм, а целый изменчивый мир“, некоторые из элементов которого так и остаются для зрителя неразгаданными. Но это только добавляет ленте привлекательности. Одним из достоинств кинофильма называли многовариативность его истолкований. “Ни на что не похожая сказка” – есть и такая реплика замечательного и тонкого киноведа Андрея Плахова. И неожиданным контапунктом звучит другое мнение, о том, что фильм мог быть сойти за сказку, если бы не был правдой.
Сам же режиссер говорил о том, что кино – о метаморфозе и преображении человека и… самого кинематографа. Фильм состоит из шести эпизодов, каждый из которых выдержан в определенной киностилистике. Это классическое кино с жесткой сценарной конструкцией, документальный фильм, костюмированная драма, и т.д. И вот, как говорит Апичатпонг Верасетакул, когда он делал кино о воспоминаниях и смерти, то поневоле думал о то, что и сам кинематограф находится под угрозой смерти или преображения, превращения во что-то иное. На смену пленке приходит цифра и один из главных апологетов ее – Джеймс Кэмерон – сочиняет уже цифровые киногимны. А что же мы утрачиваем? Кем мы становится? Откуда мы пришли?
Вот эти вопросы витают в воздухе, и чудесный тайский мастер с группой единомышленников прислушивается к дыханию вечной жизни и предлагает нам отправиться в путешествие – далекое или близкое, как мы пожелаем.
Фильм начинается фантастическим план-кадром (каким – не скажу, посмотрите – узнаете) и завершатся головокружительной атмосферной сценой и между первой и последней прокинут мост иллюзий.
Это – большая работа большого мастера. И впечатления от этой ленты будут только усиливаться с течением времени, а некоторые сцены просто невозможно забыть. Они остаются в памяти навсегда и они преображают нас.
Скажу еще одно: режиссер вдохновился книжкой настоятеля буддийского храма, который рассказал историю реального дядюшки Бунми. Однажды к настоятелю пришел человек, который помнил свои прошлые жизни. Пораженный настоятель рассказал об этом человеке в книге “A Man Who Can Recall His Past Lives”, она вышла в свет в 1983 году
Итоги 40-го кинофестиваля в Роттердаме
Кинодороги, которые мы выбираем
А какие фильмы не “на любителя”? То есть, едва ли есть ленты, которые нравятся всем. Хотя, возможно, я и ошибаюсь. Например… ну, фильмы Гайдая – есть ли люди, которым они не нравятся?
Ооооочень странный фильм. Конечно, на большого любителя.