Король говорит! / The King’s Speech!

Король говорит!  / The King’s Speech!

драма, 2010 год, Великобритания, Австралия; фильм получил множество наград, в том числе четыре Оскара (лучший фильм, Том Хупер – лучшая режиссура, Колин Фёрт – лучшая мужская роль и Дэвид Сайдлер – лучший оригинальный сценарий).

Режиссер – Том Хупер

Автор сценария – Дэвид Сайдлер

Оператор – Дэниэл Коэн

Композитор – Александр Депла

В главных ролях:

Колин Фёрт – король Георг VI

Хелена Бонэм Картер – супруга короля, королева Елизавета

Джеффри Раш – Лайонел Лог

Замечательные актерские работы.

Фильм начинается с того, как будущий король Георг VI, а пока герцог Йоркский бредет к тарелке-микрофону, который расположен в королевской ложе на стадионе Уэмбли. Принц Альберт должен выступить с речью перед многотысячной аудиторией, собравшейся по случаю закрытия имперской выставки.

Он заворожен этой громкоговорящей тарелкой, он «видит» ее еще издалека, он предчувствует свой позор и знает, как будет смешон и нелеп. На его лице – страдание, страх и стыд, но он – должен, должен. И он идет к микрофону, как на плаху. Как это можно сыграть, если не знаешь таких ощущений!

Фёрт играет безукоризненно. С первого кадра – не просто веришь, словно испытываешь те же чувства, что и герой: идешь по дорожке, не чувствуя ног – завороженно и горделиво, а во рту уже созревает первая судорога и предвидишь жалостливые взгляды добрых англичан. Им неудобно, им страшно неловко, ведь слушать речь заики – ох, как же это трудно.

Я ведь знаю, о чем пишу. Сколько раз сам брел к школьной доске, мучительно сжимая ладонь, а потом, после позора, тащился обратно и костерил себя последними словами. Одно время у меня была версия, что все заикающиеся чем-то похожи друг на друга. Иными словами, если знать форму и выражение лица стандартного заики, то без труда можно вычислить другого такого же. Идет по улице человек, ты всматриваешься в его черты и сразу понимаешь – он!

Вот и Колин Фёрт в роли короля, он – сумасшедшим образом приобретает черты лица типичного заики. Я действительно не понимаю, как это можно сыграть. Он чертовски или Божественно убедителен. Я не знаю, как он работал над ролью, но Оскар он получил по праву выдающегося актерского мастерства.

Изумителен и его логопед-самоучка, роль которого исполнил Джеффри Раш. Да, Джеффри Раш – капитан Барбоса, Лев Троцкий, маркиз де Сад и Дэвид Хельфготт! – теперь он играет австралийского актера-любителя, которому не дают роли даже в самодеятельных спектаклях. И потому он разыгрывает отрывки из пьес Шекспира перед своими сыновьями.

Характер Лайонела Лога в исполнении Джеффри Раша – это тонкое сочетание самоуверенности и почтительности, экстравагантности и уязвимости, упрямства и огромной доброты.

Георг VI в фильме иногда невыносим. Нет речи слабовольном монархе, он горд и его застенчивая робость времена взрывается вспышками сильнейшей ярости. Его отец считал герцога Йоркского самым стойким из своих детей. Он способен вспылить, одновременно выказывая детскую незащищенность.

Очень интересно следить за отношениями короля и логопеда. А ведь в фильме – не только блестящий мужской дуэт, но гениальный актерский ансамбль. Роль супруги Георга  VI исполнила Хелена Бонэм Картер. Я не знаю, видела ли фильм королева Британии Елизавета II – дочь Георга VI и королевы Елизаветы, но, если видела, то, по-моему, не могла не отдать должное мастерству и такту актеров, исполнивших роли ее венценосных родителей.

После успешной речи короля к своим подданным, которую он произнес 3 сентября 1939 года после того, как Англия объявила войну Германии, взволнованная королева Елизавета вместе с детьми ожидает в зале своего мужа. В общем, довольно бессмысленное занятие описывать, как играет актриса в этом эпизоде. Повторю банальное: это надо видеть. И слышать. Потому что произнесенное в финале фильма королевское «спасибо», адресованное Лайонелу Логу – это шедевр.

Но и это еще не все. Эпизодические роли также восхитительны. Жену Лога сыграла Дженнифер Или (помните ее в роли Элизабет Беннинг в роскошном фильме «Гордость и предубеждение»?), роль архиепископа Кентерберийского – Дерек Джекоби, короля Георга V –  Майкл Гэмбон. В общем, все актеры ведут свои роли настолько тонко и точно, что… да, наверное, Том Хупер по праву получил Оскар, как лучший режиссер. Есть кинематограф авторский, есть массовый, а есть – актерский.

Для тонкого актера – наслаждение работать с умным режиссером, а если еще есть благодатный сценарный материал, считайте, фильм удался и соберет богатый урожай наград.

Хотя, конечно, дело не в наградах, а в любви.

Потому, что без любви: исполнителей – к героям, режиссера – а актерам, сценариста – к истории, без любви и сострадания ничего бы не получилось.

Железная хватка

Начало

Дядюшка Бунми, который помнил свои прошлые жизни

Кинофестивали и кинопремии 2011 года

Кинодороги, которые я люблю

Вы можете оставить комментарий, или поставить трэкбек со своего сайта.

Написать ответ