Фильм «Начало» / «Inception»

«Начало» / «Inception»

фантастический боевик, 2010 года

Режиссер – Кристофер Нолан

Автор сценарий – Кристофер Нолан

Оператор – Уолли Пфистер

Композитор – Ханс Циммер

В главных ролях:

Леонардо ди Каприо – Дом Кобб

Джозеф Гордон-Левитт

Кен Ватанабэ

Марион Котийяр

Эллен Пейдж

Не думаю, что «Начало» получит «Оскар». Может быть, кто-то из съемочной группы… Скажем, за лучшие спецэффекты или звук.

Друзья, если вам очень понравился фильм «Начало», то пропустите этот текст. Начнете спорить с автором, доказывать свою правоту. Полюбилось вам «Начало» – и славно! Я вот предпочитаю «Начало» Глеба Панфилова. Но навязывать свою точку зрения не стану.

Во время просмотра «шедевра» Нолана я испытал три чувства – поочередно. Каждое из них «окрасило» определенную часть фильма. Первое – «странно это все». Второе – «интересно, что-то назревает». Третье чувство – «что здесь происходит и зачем все это?».

Закончился он не скоро. Было много шума, грохота и треска. Утомительно долго падал в реку с моста автобус. Падал и падал, падал и падал, падал и падал… Закадровая музыка создавала колорит, упорно создавала, нагнетала, а потом просто напрягала. И я поневоле вспомнил слова Макбета в переводе Пастернака: «Жизнь – это история, рассказанная идиотом, наполненная шумом и яростью и не значащая ничего». Только я бы заменил два слова: поставил бы вместо «жизнь» название фильма. И, конечно, убрал бы слово «идиот».

Нолан – славный малый, дай Бог ему доброго здоровья и хороших фильмов. Многим нравятся его ленты, самого Кристофера называют уже «культовым» режиссером. Очень может быть. Но «Начало» подкачало.

Знаю, что Нолан работал над сценарием фильма около десяти лет. Это, ребята, много. Очень много. Явный перебор. Я понимаю: сны, иллюзии, отражения, призраки прошлого и фантомы будущего волнуют и будоражат многих людей искусства. Кальдерон де ла Барка назвал одну из своих пьес «Жизнь – это сон». О сне замечательно тонко и мудро высказывался Санчо Панса. Борхес преуспел на ниве сновидческих лабиринтов. Да и кто только не внес свою скромную или щедрую лепту в коллекцию творческих миражей! Из кинорежиссеров сразу вспоминаем Андрея Тарковского, Ингмара Бергмана, Луиса Бунюэля. Бергман – тот вообще говорил о творчестве Тарковского, что он “всю жизнь простоял на пороге тех комнат, куда Андрей заходил свободно”. А Бунюэль создавал в своих фильмах такие потрясающие сюрреалистические узоры, так переплетал реальность и сон, что просто диву даешься!

Мне кажется, что Нолан так кропотливо разрабатывал свою идею, что забыл дорогу к замыслу.

Шахматная партия, которую ведет с нами Нолан, напоминает классическую игру Остапа  Бендера против одноглазого любителя. В роли Бендера, конечно, Нолан. В роли одноглазого любителя – зритель. Любитель пытается слабо возражать, он видит несуразности, сюжетные выхлопы, он осознает, что уже и «ладья» давно там не стоит, и ферзь отчего-то ходит буквой «зю», и бормочет под нос: «Позвольте, у меня все ходы записаны». Зритель алчет классической ясности, зрителю хочется понять, что именно происходит и почему происходит именно это. А Остап – Нолан ему в ответ: «Контора пишет», а потом вываливает из творческого загашника всю убойную коллекцию спецэффектов, сиречь поднимает шахматную доску и лупит, и глушит зрителя, словно несчастную рыбу динамитом.

И вот этот лупёж перекрывает уже все потенциальные достоинства ленты.

Поэтому ответить на вопрос: «о чем кино?» крайне затруднительно. О чем кино? Да вот, был такой вор, который лазал по подсознанию отдельных личностей и, понимаешь, крал, а то и внедрял. И заигрался уже до такой степени, что сам перестал понимать, где сон, а где жизнь. Ха! Если бы это было идеей Нолана! Моя проницательная жена – и то не угадала финал. Она заподозрила, что супруга главного героя, все же, выбралась из ее с Ноланом сна, и организовала всю операцию, чтобы помочь мужу освободиться от иллюзии. Нет, не то. Не так. Все гораздо проще, но – увы! – не лаконичнее. Правда, в финале Нолан ставит многоточие: волчок – метафора сна крутится. То ли упадет, но ли – не очень.

Вспоминаю еще слова одного очень мудрого и талантливого человека – американского художника Эндрю Уайета. Он сказал: «Теряя простоту – вы теряете драму». Нолан потерял драму. Нашел триллер. Мода взяла вверх над идеей.

Еще кое-что интересное:

«Эта прекрасная жизнь» / «It’s a Wonderful Life»

«Мирный воин»  / «Peaceful Warrior»

Пролетая над гнездом кукушки / «One Flew Over the Cuckoo’s Nest»

«Господин Никто» / «Mr. Nobody»

Кинодороги – сайт о хорошем кино

Вы можете оставить комментарий, или поставить трэкбек со своего сайта.

Написать ответ