Фильмы Альбера Капеллани

«Кинематографическое общество авторов и литераторов» (S. С. А. G. L.) работало на Патэ под руководством Гугенгейма и Пьера Декурселля, плодовитого автора мелодрам, фельетонов и бульварных романов.

Под наблюдением последнегопостановщик Альбер Капеллани еженедельно ставил по одному фильму. С 1905 г. Капеллани выпускал в Венсенне роскошные классические феерии («Баранья ночь», «Кот в сапогах», «Золушка», «Алладин», «Ослиная шкура», «Дон-Жуан» и др. Капеллани участвовал также в постановке знаменитой серии Буаро – кинофильмы с участием Андре Дида, известного у нас под псевдонимом «Глупышкин»).

Альбер Капеллани начал свою работу в Кинематографическом обще­стве блестящей постановкой «Человек в белых перчатках», в которой уча­ствовали артисты Жак Гретийа и Анри Дефонтен. Это — мрачная драма, и которой фигурируют апаши и светские люди. Сценарий несколько упро­щен, но фильм до сих пор покоряет строгостью игры и постановки.

Затем Альбер Капеллани специализировался на переделке театраль­ных пьес для экрана. Им были поставлены «Арлезианка», «Король забав­ляется», «Западня», «Лионский курьер», «Аталия», «Забастовка кузнецов», «Выстрел». Жюль Сандо, Виктор Гюго, Жан Расин, Эмиль Золя, Эжен Сю, Пьер Декурселль, Жорж Клемансо, Оноре Бальзак вперемежку прошли через его руки. Можно осмеивать подобную деятельность, но не следует забывать, что она и сейчас еще имеет место в Голливуде и Париже.

Приступая к своей деятельности в Кинематографическом обществе, Пьер Декурселль договорился с тремястами «самых крупных и самых известных» писателей, которым он платил по примеру книгоиздательств с метра снятой пленки. Затем он организовал труппу, в которой, однако, поч­ти не было крупных имен: играть в театре в те времена было очень заман­чиво; кроме того, театр настолько хорошо оплачивал актеров, что Сара Бернар или Габриель Режан появлялись в киностудиях лишь на самое короткое время — на кино они смотрели несколько пренебрежительно.

Другие, менее знаменитые артисты целиком посвятили себя экрану. Таковы Робин и Александр, идеальная пара довоенного кино, и Пренс Ригаден, комик «Пале-Рояля».

Но, помимо театральных «звезд», Альбер Капеллани привлек к работе и актеров, уже знакомых с кино: своего брата, Поля Капеллани, Жоржа Монка, Анри Дефонтена, Рене Лепренса, Жана Кемма и др. С расширением деятельности общества некоторые из них стали постановщиками.

Одной из первых удач Капеллани был фильм «Западня», поставленный им и 1909г. Фильм имел длину восемьсот метров, т. е. около трех катушек. Этот метраж был в то время необычным, но вскоре он был перекрыт в картине «Парижские тайны» (1500 метров), В середине 1912 г. Капеллани и Кинематографическое общество достигли вершины своей славы постановкой «Отверженных» Фильм этот состоял из четырех серий и девяти частей. В нем было свыше пяти тысяч метров, и он шел в течение пяти часов. Если верить рекламе, то он стоил около двухсот тысяч франков. Успех был громадный.

С 1912 г. Патэ не переставал выпускать новые версии романа Вик­тора Гюго. Ему подражала Америка, где этот фильм произвел фурор.

Серии «Отверженных» демонстрировались каждая в отдельности. Но некоторые кинематографы  объединяли их  и  заполняли ими программу целого  вечера.   После  этого  успеха  Капеллани  поставил  «Жерминаль» длиной в две тысячи восемьсот метров, затем «Магнит» по Жану Ришпену; последний фильм шел свыше двух часов.

Однако для удлиненных фильмов Капеллани не сумел найти оригинальный стиль. Снятый им в 1914 г. «Девяносто третий год» передавал этот роман Гюго в духе снятого на пленку спектакля; фильм остался лишь длинной серией «живых картин».

Жорж Садуль “История киноискусства” Глава VIII “Развитие французского кино между 1909 и 1914 годами”

Раньше:  “Изменение продолжительности фильмов”

Позже – “Режиссеры Кинематографического общества”

Вы можете оставить комментарий, или поставить трэкбек со своего сайта.

Написать ответ