«Асса» Сергея Соловьева, смотреть онлайн

Спустя двадцать с лишним лет я пересмотрел «Ассу».

Постер фильма "Асса"

Что я помнил об «Ассе»?

Отдельные сцены и общее настроение.

Настроение, которое (очень приблизительно) я могу определить словами «предрассветная зыбь».

Разве «зыбь» может быть настроением? Думаю, да, может.

А сцены?

Запомнилась «Сильва» в исполнении «хороших, только маленьких» людей.

Два пловца в холодном море. Один тяжело дышит, другой – вредный и лысый. Потом он оказался убийцей.

Запомнилась «коммуникейшен тьюб» -  коммуникативная труба.

«Вэ-Вэ-Вэ Эс, Вэ-Вэ-Вэ Эс, Вэ-Вэ-Вэ Эс, – Военно-Воздушные Силы. Зона особого внимания…»

На периферии моей памяти летал по ресторану «майор» Шурик.

Убийство Бананана не вписывалось в этот причудливый киноинтерьер. Оно осталось не на уровне эмоционального впечатления, а просто как знание: герой погибает.

И самоубийство Альберта – тоже. Тяжелый эпизод.

***

Культовый фильм – трагедия?

Два главных героя гибнут. Судьба третьего героя, Алики, дала трещину.

Фильм состоит из двух частей – двухчасовой истории о трагической и прекрасной любви и музыкального «послесловия» – яростной песни Виктора Цоя.

Музыка Бориса Гребенщикова еще не делала фильм культовым. А вот появление Цоя – мгновенно.

Этот «номер» не портит фильм, но он и не делает его лучше. Соловьев органически не может снимать «на злобу дня». Соловьев верен себе. Он всегда, во всех своих фильмах говорит о любви. О любви мужчины и женщины. О любви, как мировоззрении. Это – его тема.

Из интервью Сергея Соловьева:

«Асса» началась с провала картины «Чужая, белая и рябой». На премьеру привезли солдат — заполнять зал. Тогда я решил: надо снять так, чтобы висели на люстрах. Стал думать, где такой модуль. Вспомнил — индийское кино. А что такое индийское кино? Пожилой человек, который губит душу девушки. Она влюблена в молодого человека, которому нехороший пожилой человек со множеством денег откручивает голову. И там должны петь и танцевать. Так что «Асса» — не социальное прозрение и не мое приветствие новым временам».

Режиссер ироничен. Он утаивает нежность, боится ее расплескать. Соловьев – самый нежный режиссер советского/российского кино. Но только не на показ. Нежность – в фильмах.

***

Пишу я не совсем о том, о чем хочу. А хочу я не писать, а показать чудесное.

Вот рецепты.

Берем «Сильву» Кальмана, добавляем любовников – мафиозного дядьку и пугливую, как лань девушку, добавляем людей маленького роста, добавляем открытый театр и очарованных зрителей.

Завораживающе.

Берем песню Город золотой», канатную дорогу, двух молодых влюбленных, старые ялтинские дворики и сады, взятые панорамой сверху.

Чудо!

Берем песню «Чудесная страна», берем потерянную девушку, которая одевается, чтобы  ехать в тюрьму, берем ее одежду, которой устраивают «шмон», снимаем все одним план-кадром, блуждающей камерой.

И это берет тебя и держит.

Соловьев – кудесник. Возможно, любимец богов.

Со второй сцены, когда Алика стоит у бурного моря, выкликает свою золотую «рыбку», в душу заползает тень тоски. Откуда-то являются призраки сомнений, возникают предчувствия, предвестие глухого рока.

Все нехорошо закончится. Очень-очень нехорошо.

Будет еще и насмешка, ирония, фарс, стеб, ухмылка, хохот даже – все это будет. Старик Козлодоев поползет по крыше, закружат вокруг него «мочалки», явится в Санкт-Петербургской дымке  БГ, от которого «сияние исходит».

И сложится топографическая рифма: зимняя Ялта – вечный Санкт-Петербург.

В этом фильме все подстроено и все как бы случайно. Непреднамеренно, и – никак иначе.

В «Ассе» есть еще один невидимый, но самый главный герой. Время.

Время у Соловьева не отрицательный и не положительный герой. А, как и положено быть герою классической трагедии, – амбивалентный. Время – заложник обстоятельств. Шпаликов написал: «Времена не выбирают, в них живут и умирают». А ведь время тоже не выбирает своих героев, время с ними живет и в них умирает. Так? Герои меняют время, сводят с ним счеты.

Классическая трагедия подразумевает существование нравственного абсолюта. Соловьев его нашел.

Он – в любви двух молодых людей. Шершавая кабинка канатной дороги плывет над старой Ялтой. И два молодых, очень юных и влюбленных человека любуются друг другом. Полны нежности и силы.

Ничего с ними не случится. Ни с Банананом, ни с Аликой. Они до сих пор плывут над старой Ялтой по канатной дороге.

Примиряют время с вечностью.

Короткая информация о фильме “Асса”:

Режиссер – Сергей Соловьев

Сценарий – Сергей Соловьев, Сергей Ливнев

Оператор – Павел Лебешев

Композитор – Борис Гребенщиков

В главных ролях:

Татьяна Друбич – Алика

Сергей Бугаев – Бананан

Сергей Говорухин – Крымов

Смотреть фильм “Асса” онлайн


Возможно, возможно, вам будет любопытно прочитать еще и о…

  фильме “Семь маленьких рассказов о первой любви”, режиссера Георгия Матарадзе

“Полторы комнаты или Сентиментальное путешествие на Родину” Андрея Хржановского

  фильме Ван Дормала “Господин Никто”

Вы можете оставить комментарий, или поставить трэкбек со своего сайта.

Написать ответ