Никак не могу определиться со своим отношением к фильму. Нравится или нет?
Не могу понять. Скорее, ни то ни другое. В целом – ничего, но в целом же и безразлично. Посмотрел – и забыл. Не накрепко забыл, а так – подзабыл. Слегка. Все в этом фильме слегка. Слегка сюра, слегка перестроечного бытописания, слегка актерской игры, слегка постановочного шаманства, слегка спецэффектов, слегка того, слегка сего – и фильм готов. Вообще, нужно очень любить роман Виктора Олеговича, чтобы снимать по нему фильм. Главный вопрос – зачем? Зачем экранизировать этот роман, что может кино из того, что не может литература. Вообще, многое может, но не в этом случае. Я тут не буду разражаться и раздражаться литературоведческими комментариями, но право же, роман не интересен визуально. Пелевин-прозаик – не визуал, он аудиал-резонер, даже дигитал. В «Поколении Пи», во всяком случае.
Для меня удивительно было узнать, что Гинзбург снимал это кино как независимое, то есть был сам себе сотоварищи продюсером, – формировал бюджеты, стремительно их расходовал, опять формировал. Теперь фильм Гинзбург называет «истинно независимым». Пусть так. Ни от кого кино про поколение 90-х не зависит. Отлично! Мальчики-девочки, выросшие на рекламных провокациях и банках с колой и пепси как символах свободы, наверное, решат, что это – их кино. Может, кто-то будет его пересматривать время от времени. Но художественной ценности это фильму не добавит. Равно и не отнимет, если кто-то пожелает эту художественно-концептуальную ценность отыскать. Что, в общем, нетрудно.
Владимир Епифанцев играет хорошо. Честное слово, не знаешь, что еще сказать. И Михаил Ефремов играет хорошо. И бывший иеромонах Иван Охлобыстин – хо-ро-шо! Все в этом фильме играют хорошо. Вес взят.
Режиссер ловко перенес на экран сюжетную линию романа, и мистические свистопляски тоже хитроумно воплотил, и действительно, складывается впечатление, что сюжет фильма точно повторяет сюжет романа. Но это не так. А если нам кажется, что это – так, то – похвалы Гинзбургу. По мнению режиссера, это говорит о том, что ему удалось «донести дух и суть романа до зрителя».
Вот я задумался, удалось ли донести до меня. Вроде, удалось. Но и думаешь одновременно, а какая уж такая в этом романе и фильме суть? Вавилены Татарские уходят вдаль. Симулякр на симулякре сидит и симулякром погоняет. К Батаю их всех!
Культовое кино называется.
Кто так обзывается, тот сам так называется.
***
О фильме “Generation П”
Фантасмагория, комедия, 2011 г., Россия
Режиссер – Виктор Гинзбург
Сценарий – Виктор Гинзбург, Джина Гинсбург по роману Виктора Пелевина
Оператор – Алексей Родионов
В главных ролях:
Владимир Епифанцев – Вавилен Татарский
Михаил Ефремов – Леонид Азадовский
Владимир Меньшов – Фарсук Фарсейкин
***
Обратите внимание:
“Пустота”, реж. Винченцо Натали
“Кин-дза-дза”, реж. Георгий Данелия
“Неуместный человек”, реж. Йенс Льен