Даже сейчас, спустя двадцать семь лет после выхода «Кин-дза-дза» на экраны, некоторые сетевые жители приветствуют друг друга словечком «ку». Предполагаю, что многие из них фильм не смотрели, а выражение воспринимают, как своеобычную форму сетевого приветствия.
От «ку» до «кю» один шаг. От забавного – до печального – один выдох.
Смешные человечки прикидывают, какого цвета штаны они получат за энное количество кэцэ. Смешные человечки при смерти становятся неожиданно пристально трогательными. Они рассыпаются в пух и прах между галактиками, и только песенка звучит между звезд – «Мама, мама, что я буду делать?» Прощальный привет от сгинувших цивилизаций – «Мама, мама, как я буду жить?»
Смешной фильм, как бы не обхохотаться.
За что вообще его любят, это кино? За словечки-паразиты, за прикольных героев, за комичную серьезность дяди Володи и аристократическое прохиндейство Гедевана Александровича, не говоря уже о самозабвенно невыносимых господине Уэфе и пацаке Би?
А давайте подумаем, правильно ли «сложился» фильм, если «ку» уверенно пошло в народ? И пепелацы с гравицапами размножились по гаражам советских, а далее – российских граждан.
Сколько домохозяек называли спички «кэцэ»? Сколько было шуточек при пожизненный «эцик с гвоздями», в крайнем случае – без таковых?
Ку – это ведь то, что даже Эллочке Людоедке не снилось. Ку – это отсутствие всякой потребности к самопознанию и безразличие к самоидентификации. Ку – это когда уже все равно, что говорить, как говорить и кому говорить. Все равно – не поймут. Все равно – поймут по-своему. Все равно – коммуникация сдохла. Затхлая вода да пластиковая каша – вся пища наша. Ваша. Их. Всеобщая.
Эта антиутопия стоит в одном художественном ряду с «Бразилией» Терри Гиллиама, «Заводным апельсином» Стэнли Кубрика, «Матрицей» братьев Вачовски.
Так жестко и выпукло показывали новые «счастливые» миры Андрей Платонов, Евгений Замятин и Олдос Хаксли.
Так что Данелия и Габриадзе сняли – не приведи Бог! – пророческое кино о человечестве, переработавшим всю красоту Земли в луц. В топливо. Чтобы летать к звездам. Чтобы там тоже всю флору и фауну переработать в луц. Чтобы лететь к новым звездам. Чтобы навсегда забыть, что «человеку нужен человек». Помните, фильм «Солярис» – там один из героев говорит сокрушенно о том, что люди строят какие-то планы, добиваются целей, а потом выясняется, что человеку нужен только человек.
И самое отрадное в этом фильме то, что становится самым горьким – разлука. Когда двое землян будут грустить о двух плюканах-ханудянах, а те, скитаясь на своем пепелаце по галактике, нет-нет, да и вспомнят странных землян, спасших их от вечного прозябания в эцихе. Пусть и без гвоздей.
***
О фильме «Кин-дза-дза»,
антиутопия, СССР, 1987
Режиссер – Георгий Данелия
Сценарий – Резо Габриадзе, Георгий Данелия
Оператор – Павел Лебешев
Композитор – Гия Канчели
В главных ролях:
Станислав Любшин – дядя Володя
Леван Габриадзе – «скрипач» Гедеван Александрович
Господин Уэф – Евгений Леонов
Пацак Би – Юрий Яковлев
***
Читайте и смотрите:
“Я шагаю по Москве”, реж. Георгий Данелия