О фильме “Три шага в бреду”

«Три шага в бреду» –  киноальманах; экранизация трех новелл Эдгара Аллана По: «Метценгерштейн», «Уильям Уилсон» и «Никогда не закладывай дьяволу своей головы».Фильм-экранизация Эдгара Аллана По "Три шага в бреду"

Я прочитал, что изначально экранизации должны были снимать Феллини, Уэллс и Бунюэль. Согласитесь, такой подбор постановщиков сулил бы, скорее всего, выдающийся фильм.

На деле первую новеллу снимал Роже Вадим – режиссер-любовник, снимавший легкомысленные истории с эротическим контрапунктом («И Бог создал женщину», «Барбарелла» и многие другие). Вадим назвал экранизацию новеллы По «Духи смерти» (очевидно, чтобы нагнать тумана), но, как говорят на Руси, «хоть горшком назови, только в печь не ставь». Но Вадим поставил варево в кинопечь и получилось… не только не страшно, но и не таинственно. Да что там – даже не сексуально. То, что Джейн Фонда ходит в лимонного цвета купальнике, поверх которого небрежно наброшен плащ, сексуальности добавляет разве что Фонде (но у нее с этим и так все в порядке), но фильму – ничуть.

Генри Фонда в фильме "Три шага в бреду"

Джейн Фонда в киноновелле Роже Вадима "Духи смерти" по новелле Эдгара Аллана По "Три шага в бреду"

Через несколько дней после просмотра фильма я уже как-то подзабыл отдельные сцены, финал размылся, а вот лимонный купальник-корсет – запомнился. Может, Вадим только ради него и снимал фильм?

Кино любопытно тем, пожалуй, что в нем снимался еще и брат Джейн Фонды – красавец Питер. Оба очень хороши.

Вторую новеллу снял Луи Маль – хороший (правда, неровный) французский режиссер. В его творческом “саквояже” такие замечательные ленты, как «До свидания, дети» или «Блуждающий огонек», но есть и фильмы на один просмотр: милые, симпатичные, но не более того.

Маль – единственный из режиссерского трио назвал экранизацию точно так, как и назвал свою новеллу Эдгар По – «Уильям Уилсон».

Луи Маль "Уильям Уилсон" - "Три шага в бреду"

"Три шага в бреду", новелла Луи Маля - "Уильям Уилсон"

Эта киноновелла, в отличие от первой, более энергична, видно, что Маль старался, хотел снять интересно. Запомнилась дуэт Делона и Бардо, но только, пожалуй, как сочетание двух красивых выразительных лиц.  Актеру играть в этом фильме почти нечего. На мой взгляд, Малю не удалось кинематографическими средствами создать мистического ощущения рокового присутствия в судьбе героя своего двойника – допельгангера. Маль пытается эпатировать зрителей натуралистическими и эротическими на грани вульгарности  сценами, но – нет, друзья мои, это не впечатляет. Как-то все это грубо и неприятно.

Феллини снимал короткометражку по почти бессюжетной, сюрреалистической новелле-анекдоту Эдгара По и много в том преуспел. Посмотрите первые три минуты фильма, в особенности проход кинозвезды Тобби Даммита по коридору аэровокзала (субъективная камера с позиции главного героя). Вы увидите личины, маски! Какие выражения, мимика, гримасы! Это паноптикум, здесь собрались обитатели подступающего к Даммиту безумия, это мир кошмара, который создает сам герой. И далее, далее – Феллини насыщает кадры случайными и неслучайными прохожими – соглядатаями и проходимцами, устраивает вокруг Даммита свистопляску. Жонгляж взглядами и репликами, переливание из пустое в порожнее – и опять в пустое. Как вам такая характеристика фильма (католического вестерна!), на главную роль которого пригласили Даммита: «нечто среднее между Дрейером и Пазолини, с успехом Джона Форда, конечно»!?

"Тобби Даммит", режиссер Федерико Феллини

"Три шага в бреду", фильм по новеллам Эдгара Аллана По

Экранизация новелл Эдгара Аллана По - "Три шага в бреду"

Даммит (впечатляющая актерская работа Терренса Стампа) просто задыхается в иллюзорном кошмаре, который он создал вокруг себя. Он не способен без него существовать, и он же погубит Даммита. А проводником сатанинского плана станет взгляд некой отроковицы, играющей с воздушным шариком – прообразом головы Даммита О-го, ребята! Как же Феллини точно придумал и воплотил этот насмешливый и дикий взгляд, весь мировой хоррор блекнет перед этим взглядом.

Феллини далее всего ушел от текста первоисточника и в наибольшей степени приблизился к духу новелл По.

***

О фильм “Три шага в бреду” / “Tre Passi Nel Delirio”

Драма, мистика, Италия, Франция, 1968

1 – “Духи смерти” (по новелле “Метценгерштейн”)

Режиссер – Роже Вадим

В главных ролях – Джейн Фонда, Генри Фонда

2 – “Уильям Уилсон” (по новелле “Уильям Уилсон”)

Режиссер – Луи Маль

В главных ролях – Ален Делон, Брижит Бардо

3 – “Тобби Даммит” (по новелле “Никогда не закладывай дьяволу своей головы”)

Режиссер – Федерико Феллини

В главной роли – Терренс Стэмп

 ***

Смотреть фильм “Три шага в бреду” онлайн

Вы можете оставить комментарий, или поставить трэкбек со своего сайта.

Написать ответ