Никто этого не ожидал. Дебют неизвестного Джеймса Кэмерон прогрохотал по киновселенной.
Кэмерон придумал робота-убийцу во сне. Будущий всемирно известный кинорежиссер заболел гриппом. Ему привиделся зловещий робот, который менял обличья в зависимости от желания. У робота были красные глаза на полупроводниках, и он явно хотел, чтобы Кэмерон запечатлел его сначала на бумаге, а потом на пленке. Во сне Кэмерона был и второй персонаж – испуганная женщина, спасающаяся от мрачного робота. Поскольку Кэмерон сон до конца не досмотрел (я за ним не подсматривал, я просто знаю, что редко удается досмотреть сны до конца), он решил узнать, что будет дальше. И для этого Кэмерон сон записал, добавил к нему начало, финал – так получился сценарий «Терминатора». Потом Кэмерон ходил по продюсерам и предлагал им взять сценарий в работу. Продюсеры сценарий хвалили, но брать его в работу не хотели (сомневались в профессионализме Кэмерона). Но ведь понятно было, что уж если человек черпает вдохновение из снов, то фильм снять точно сумеет.
И вот однажды Джеймс пришел к своей будущей жене Гэйл Энн Херд, и продал ей свой сценарий за… 1 доллар! Но при условии, что фильм этот будет снимать только он – и никто другой.
Бюджет был “кислый” даже по тем временам – всего-то 6 миллионов долларов. Но у Кэмерона получилось снять культовый фильм. Ну, «культовый» вообще-то слишком слабое словечко. В то время этот фильм казался чем-то невиданным, неслыханным. После своих Конанов Шварценнеггер подтвердил кинорепутацию актера, создающего образы героев, которые громят все, что гремит. И то, что не гремит, у них тоже будет греметь и подгромыхивать.
Сценарий прост, как правда. Не дай Бог, чтобы все изложенное в нем, оказалось правдой. История элементарна, прозрачна и совершенна в смысле сочетания важных элементов, о которых повествуют сценарные киноучебники. Есть конфликт (да еще какой!), есть влюбленные, спады напряжения чередуются с лихими сценами погонь и перестрелок. Есть финальная драматическая битва. Все, что надо для эталонного фантастического боевика.
И – главное, быть может, что Кэмерон заявил в этом фильме свою тему – апокалипсического будущего человечества, которое не расслышало грозных предостережений, и теперь стоит на краю гибели. Ведь «Титаник» – тоже метафора гибели цивилизации, а в «Аватаре» Джейк Салли делает выбор не в пользу своей первой родины – Земли, которая превратилась уже в несчастный, стылый, гибнущий мир, а в пользу прекрасной, вольной Пандоры.
Потому фильмы Кэмерона не стоит смотреть как спектакли с нереальными декорациями. Кэмерон – актуальный режиссер, как мало кто из современных художников большого кино.
***
О фильме «Терминатор»,
фантастический боевик, Великобритания, США, 1984
Режиссер – Джеймс Кэмерон
Сценарий – Джеймс Кэмерон, Гэйл Энн Херд, Уильям Вишер. мл.
Оператор – Адам Гринберг
Композитор – Брэд Фидель
В главных ролях:
Арнольд Шварценнеггер – Терминатор
Майкл Бин – Кайл Риз
Линда Хэмилтон – Сара Коннор
***
Читайте и смотрите:
“Морской бой”, реж. Питер Берг