“Торпедоносцы”, режиссер Семен Аранович

«Торпедоносцы» – фильм выдающийся.

Фильм "Торпедоносцы"

Неловко признаваться, что я не смотрел его раньше. Почему-то я проходил мимо легендарного фильма.

Семен Аранович – очень хороший режиссер, но эта работа в послужном списке его режиссерских работ стоит особняком.  В «Торпедоносцах» – непокорный и властный дух Алексея Германа, который вместе со Светланой Кармалитой написал сценарий фильма по неоконченной повести своего отца Юрия Германа.

Наверное, Алексей Герман хотел сам снимать этот фильм. Но – не получилось; он был уволен с «Ленфильма», его имени даже в титрах нет.

Фильм Торпедоносцы

Кино грандиозное. Пронзительное. Я могу подбирать и далее эпитеты, но – уверен – все равно не сумею сказать о фильме самого главного. Немота. Слезы. Память. В нем – генетический код. Спустя десятилетия молодые парни будут смотреть этот фильм, и кожей ощущать реальность боевых вылетов, а у девушек будет перехватывать дыхание от реальности потери любимого.

Фильм "Торпедоносцы"

Истории как таковой нет. Есть эпизоды, в которых – выхваченная из сердца нежность и боль.

Вы не можете чувствовать себя зрителем, вы – свидетели. Вы теряете боевых друзей. Они идут на таран и вы, как несчастный всевидец, распознаете в дыму и гари их лица, застывшие в осознании наступающей гибели.

Вот мы вместе с героем Нахапетова прибыли в летный полк. Три летчика, с которыми мы  знакомимся, гибнут в бою. Знакомство скоротечное: самолеты горят, а командир авиаполка идет на таран через двадцать минут после начала фильма, от начала нашего присутствия в жизни, где молодые ребята звонко шутят и крепко обнимают своих любимых, а потом идут умирать.

Кадр из фильма режиссера Семена Арановича "Торпедоносцы"

В «Торпедоносцах» война показана как привычное условие жизни, а смертельно опасные вылеты, как обстоятельства быта. И в этой кажущейся дегероизации – онтологическая основа подвига: неромантическое подвижничество, увиденное сквозь призму обыденной жизни. Это потрясает.

В фильме сочетаются цвет и монохром, а также хроникальные кадры. Все воспринимается очень цельно, и хотя рационально немедленно отличаешь хронику от игрового материала, но это не отвлекает и не кажется чем-то нарочитым. Достоверность достигается не столько документальными кадрами, правду видишь в  суровой графичности планов, в выражении лиц, в скупых словах и сдержанных жестах. В том, что за пределом слов и молчания. В финале фильма мы видим фотографии военных летчиков и они – вот именно они – подлинные герои фильма. Понимаешь это, как часто бывает, с запозданием. Фильм нужно пересмотреть, но сделать это очень трудно. Он актуальный, живой и выстраданный.

Кадр из фильма "Торпедоносцы"

Вечная память погибшим в годы войны.

 ***

“Торпедоносцы”,

военная драма, СССР, 1983

Режиссер – Семен Аранович

Сценарий – Светлана Кармалита, Алексей Герман по повести Юрия Германа

Оператор - Владимир Ильин

Композитор – Александр Кнайфель

В главных ролях:

Родион Нахапетов – лейтенант Белобров

Алексей Жарков – старшина Черепец

Андрей Болтнев – капитан Гаврилов

Станислав Садальский – лейтенант Дмитриенко

***

Немного ссылок:

     “Проверка на дорогах”, реж. Алексей Герман

 

 

 

Постер фильма "Иди и смотри"     “Иди и смотри”, реж. Элем Климов

 

 

 

     “Полторы комнаты или Сентиментальное путешествие на Родину”, реж. Андрей Хржановский

 

 

Вы можете оставить комментарий, или поставить трэкбек со своего сайта.

Написать ответ