Шедевр Анджея Вайды “Пепел и алмаз”

«Раньше над некоторыми вещами я просто не задумывался. Жизнь за меня все решала. Главное было – продержаться».

"Пепел и алмаз", фильм Анджея Вайды

На переднем плане – перевернутая статуя Спасителя в терновом венце. Позади, проколотые шипами, – Мачек и Кристина. Мачек влюблен, он исповедуется. Его слова горячи.  В его жизни все переменилось. Он – любит, любит!

Польское кино "Пепел и алмаз"

Любовь – тот бесценный алмаз, который сверкнул в жизни Мачека на закате его юных дней. Он полюбил – в последний день, в последнюю ночь перед смертью. Не было бы встречи с Кристиной – жизнь Мачека продолжалась бы ровно и беспокойно. Он исполнял бы приказы своего руководства из Армии Крайовы, равнодушный и жестокий к врагам, беспечный к жизни, он бы и дальше держался на краю. И демоны тьмы все далее входили бы в его сердце, разъедали душу. Но то, что начиналось, как игра с девушкой-барменшей обрело очертание возможной судьбы, обещание другой жизни – полной, яркой и чистой, привело в душу Мачека ангелов раскаяния и стало внезапным ощущением провала, конца.

Эва Кшижевская в фильме "Пепел и алмаз"

Тридцатилетний Анджей Вайда, совсем молодой еще исключительно одаренный польский режиссер, снимает свой третий фильм «военной трилогии», и это кино получается таким ошеломляющим, таким бездонным, печальным, таким кротким и чистым, наполненным любовью и жалостью, что воспоминание о нем будет колоть ваше сердце и пробуждать разум еще долгие-долгие дни после того, как вы в первый раз посмотрите этот выдающийся фильм.

Вот уж воистину – «и милость к падшим пробуждал». Вайда тем любезен и дорог мне, как и многим почитателям своего драгоценного таланта, что он обладает лучшим на свете даром – замечать алмазы среди пепла, утешать нас, зрителей, обращая отчаяние в печаль, и предугадывать, как из печали пробивается свет прощения и милости.

Когда я смотрел «Пепел и алмаз» впервые, я запомнил ощущение грусти, которая не угнетала, но пробуждала сострадание. Это странное, непередаваемое словами ощущение личной потери, личной утраты, непомерной жалости к Мачеку (мне казалось сначала, что его боевой товарищ обращается к нему «мальчик»).

Збигнев Цыбульский в фильме "Пепел и алмаз"

Какие нежнейшие крупные планы!

Кажется, что полонез Огинского, который звучит в финале фильма, специально написан к этому фильму. Карнавальное феллиниевское шествие изнуренных лиц-масок в замирающем ресторане в изможденной послевоенной Польше. Лица безучастны, мелодия обретает плоть дымного воздуха, раннего утра, предсмертной агонии того, кто пытался в последние часы своей жизни мучительно понять: «Зачем он в мир пришел?», припомнив выстраданные строки великого польского поэта Циприана Норвида.

 Когда сгоришь, что станется с тобою:

Уйдешь ли дымом в небо голубое,

Золой ли станешь мертвой на ветру?

Что своего оставишь ты в миру?

Чем вспомнить нам тебя в юдоли ранней,

Зачем ты в мир пришел?

Что пепел скрыл от нас? А вдруг

Из пепла нам блеснет алмаз,

Блеснет со дна своею чистой гранью…

  (Пер. Г. Андреевой)

 

«Пепел и алмаз»,

Драма, Польша, 1958 г.

Режиссер – Анджей Вайда

Сценарий – Ежи Анджеевский, Анджей Вайда

Оператор – Ежи Вуйчик

Композитор – Филип Новак, Ян Кренц

 В главных ролях:

Звигнев Цыбульский – Мачек

Эва Кшижевская – Кристина

***

Шедевры

Нетерпимость     “Нетерпимость”, реж. Дэвид Уорк Гриффит

Дорога     “Дорога”, реж. Федерико Феллини

Летят журавли     “Летят журавли”, реж. Михаил Калатозов

Вы можете оставить комментарий, или поставить трэкбек со своего сайта.

Написать ответ