Так или иначе, но эта фраза вертится на языке. Поэтому лучше сказать ее в начале.
ОНА ОТРЕЗАЛА ЕМУ ЧЛЕН И ЯИЧКИ.
Теперь пойдет полегче.
Мне было 20 лет (как героям фильма Марлена Хуциева), когда я увидел «Империю чувств» (в оригинал – «Корриду любви») японца Нагисы Осима. Сказать, что я был шокирован – мало. Но что бы такого сказать, чтобы получилось много, я ума не приложу, поэтому просто свидетельствую: я был шокирован. Я сидел в зале тихо, как мышка и осторожно возбуждался, остерегаясь посматривать на соучастников. То есть, других зрителей. Возбуждение сменилось крайней степенью недоумения, недоверия и привело к сильному эмоциональному потрясению. А затем – вытеснению фильма на задворки сознания.
Фильм меня растревожил. Багровый цвет полового члена главного героя, красивая главная героиня, которая член сжимает, крутит, вертит, пытается присвоить его себе, что, в конце концов, и делает крайне неудачным для партнера способом.
Ладно. Иронизировать можно и дальше, но не хочется.
Фильм красив. Осима – большущий мастер. Каждый кадр – композиционно выверен, эстетически совершенен.
Это не порнография. Конечно, нет. Потому, что если цель порнографии – вызвать грубое половое возбуждение и удовлетворить его тем или иным способом, то цель Осимы – исследовать природу плотской страсти. Не вывести «ее закон, ее начало». И не повторять «ее имен инициалы». Но – поверить в сокрушительную силу страсти и попытаться пройти по следам прототипов истории. Двух людей, страсть которых привела к гибели одного из них – мужчины. А женщина, переполненная страстью, отменившей рассудок, была счастлива, сжимая в руке оставшиеся от мужчины свидетельства наслаждения. Она носила их с собой, бродя по Токио, и когда о ее преступлении – высшей мере наказания-наслаждения, которая назначила им страсть, – узнали японцы, то многие сочувствовали этой женщине. И суд был к ней снисходителен.
Я решил пересмотреть фильм спустя два десятилетия. И вновь мне было неудобно, но теперь уже временами тоскливо. А еще я испытал зудящую скуку, которая и не скука вовсе, а что-то такое, что от себя самого скрываешь и прячешь подальше. А потом приходит мастер Осима – и выпускает рой жалящих пчел. Не сбежать. Не скрыться.
Резюмировать… Осима шагнул на запретную территорию. Но запрет обычно устанавливается теми, кто очень желал бы его обойти.
Это кино нужно смотреть в зрелом возрасте. Детям и подросткам противопоказано, а молодым людям 20 лет – нежелательно. Впрочем, интересно было бы увидеть реакцию героев фильма Марлена Хуциева. Но кому из режиссеров это поручить – я не знаю. Кому-то между Годаром, Гринуэем, Линчем и Тарантино. Может быть, самому себе.
愛のコリーダ / Коррида любви (Империя чувств)
Допустим, эротическая драма, Япония-Франция, 1976 г.
Автор сценария и режиссер – Нагиса Осима
Оператор – Хидэо Ито
Композитор – Минору Мики
В главных ролях:
Китидзо Исида – Тацуя Фудзи
Эйко Мацуда – Сада Абэ