Жорж Садуль и его “История киноискусства”

Georges-Sadoul_1

Жорж Садуль – велик. И не потому (не только потому), что он написал свои классические труды (их несколько!) по истории киноискусства. Он велик потому, что он умел ЛЮБИТЬ. Да, я считаю, что все, кто умеют любить – на пути к душевному величию. Любовь Жоржа Садуля к киноискусству пленяет и восхищает нас, читателей его книг и почитателей его трудов спустя вот уже 43 года после его ухода в мир иной.

Когда человек любит – он может достичь совершенства. Жорж Садуль его достиг – наверное, во многом, и в своей частной жизни, и, безусловно, в своих книгах.

Жорж Садуль родился в Нанси в 1904 году. Он участвовал в движении Сопротивления, был коммунистом, сотрудничал с подпольной газетой “Летр франсез”, с “Юманите” и другими изданиями. Постоянной любовью его было кино. Кем был Жорж Садуль? – Да, теоретиком киноискусства. Безусловно, кинокритком. Но он навсегда остается, прежде всего, влюбленным в кино.

Так что, если и писать биографию Жоржа Садуля, то именно так и нужно ее назвать – “Влюбленный в кино”.

Мирской успех Садуля был внушителен. Профессор киноинститутов, доктор искусствоведения, автор великолепных работ – “Всеобщая история кино”, “История киноискусства”, “Жизнь Чарли” и многих других.

Поклонники кино, безусловно, знают (слышали, читали) книжку Жоржа Садуля “Всеобщая история кино”. Давайте постепенно знакомиться с другим его классическим трудом – “История киноискусства”.

В предисловии к русскому изданию этой книги Садуль писал: “Настоящая “История киноискусства” построена на документальном материале, который я собирал и обрабатывал в течение двадцати лет. Но ее ни в коем случае нельзя рассматривать как сокращенное издание моей “Общей истории кино” в нескольких томах.

В этой большой работе я постарался изучить в одной и той же последовательности кино различных стран с разных точек зрения: художественной, социальной, технической, экономической, политической и т.д. В данной же книги (“История киноискусства” – авт.) главное внимание уделено мною искусству кино“.

Жорж Садуль. Введение к книге “История киноискусства”

Искусство кино родилось на наших глазах, тогда как живопись и музыка существуют уже миллионы лет. Мы могли лично знать Люмьера или Мельеса; Эдисона или Рейно мы могли видеть.

Искусство кино родилось на наших глазах. Многие пионеры и изобретатели кино и сейчас еще живы, но тем не менее, изучение истоков кино представляет трудности. В то время, как люди сохраняют часто малейшие свидетельства о самых незначительных фактах, архивы этого зарождающегося искусства были в значительной части утрачены прежде, чем люди поняли, что кино – это основа нового языка. Исследователем приходилось работать подобно палеантологам, восстанавливающим по нескольким костям образ животного в надежде, что позднейшие открытия не опровергнут их гипотез.

Нам придется коснуться истории языка китайских теней и волшебного фонаря, этих первых наивных опытов повествования при помощи изображений. Однако несомненно, что эти оптические представления оказали на кино не большее влияние, чем литература, театр, живопись и все другие благородные искусства, чем лубок, альманахи, театр марионеток, карикатура и все прочее народное, “презираемое” искусство.

Искусство кино родилось на наших глазах. Оно возникало не на девственной, необработанной почве: оно быстро восприняло самые различные элементы человеческого знания. Величие кино в том именно и состоит, что оно является итогом, синтезом многих других искусств.

Кино есть также промышленность. Ван Гог умер, не продав ни одной картины; Рембо мог исчезнуть, оставив только рукописи своих поэм; тем не менее их труды после смерти авторов пробили себе дорогу. Это могло быть достигнуто с расходами, ненамного превышающими стоимость бумаги и чернил, холста и красок, тогда как, прежде чем показать большой современный фильм, приходится предварительно затратить на него несколько миллионов. Нельзя рассчитывать на постановку большого фильма с участием никому не известного киноактера. Необходимость расходовать большие капиталы ставит создателям фильмов определенные условия для осуществления их произведений. Понятно поэтому, что мы не можем изучать историю кино как искусства – что является основной темой нашей книги, – не учитывая экономических факторов. А промышленность неотделима от общества, его экономики и техники.

Будущий великий “влюбленный в кино” Жорж Садуль

Наша цель – изучать кино как искусство, тесно связанное с промышленностью, экономикой, обществом и техникой. Его история делится на шесть больших периодов.

Первый период – период изобретений, продолжавшийся с 1832 по 1896 год; это в основном, история киноаппарата. Мы касаемся его очень кратко. Второй период – 1895 – 1908 гг. – период создания промышленности, когда почти бессознательно устанавливаются каноны искусства. Третий период – продолжающийся до конца первой мировой войны, – это период, когда кино становится искусством и утверждает свое положение в крупной промышленности. Четвертый период – эпоха немого кино. Пятый период – начало царства звукового кино; заканчивается он с началом второй мировой войны. Шестой период охватывает конец этой войны и последующие годы.

Четвертое издание нашей книги, опубликованное в 1955 году, включает две новые главы, посвященные послевоенному кино, что не могло быть осуществлено ранее, в нашей первой редакции, законченной в 1948 году.

Одна мысль о “Жорж Садуль и его “История киноискусства”

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>