“Аватар”, режиссер Джеймс Кэмерон

Аватар

Аватар или попросту “ава” – визуальный образ пользователя игр, форумов и так далее; аватар характеризует отношение пользователя к себе и к миру. 

А вот аватара означает «нисхождение». В индуистской мифологии так называется воплощение божества в человеческом, либо животном обличье.

Аватар

Кажется, что для Джеймса Кэмерона аватар – это то, что скрывается за внешним обликом человека. Аватары не могут быть добры или злы – они лишь отражение нашей души. Аватаром главного героя фильма Джейка Салли оказалось высоченное существо с голубым цветом кожи. Основная характеристика на`ви – так зовут этих необычных гуманоидов, живущей на далекой планете Пандоре, – глубинное ощущение единства всего живого. Планета с мифологическим названием стала для Джейка, как и для некоторых (немногих) других землян началом новой жизни. А другие не смогли отказаться от своих земных аватаров и вернулись в мир технократии и плутократии – на Землю, некогда прекрасную планету, а ныне (в первой половине 22 века) лишенную растительности, больную, измученную, и, наверное, не такую уже родную.

Аватар, фильм 2009 года

Кэмерон рассказывает историю, которая завораживает с первых минут. Да – здесь зрелищность, буйство цвета, достоверность всех деталей материального мира Пандоры. Кэмерон и члены его съемочной группы рассказывают историю драматичную и прекрасную. Бытует мнение: для того, чтобы донести некую мысль до сознания современных кинозрителей, тема фильма или его визуальный материал должны потрясать, шокировать, вырывать человека из привычного бытового контекста. Время «Соляриса» прошло (так ли это – другой вопрос) и потому требуются другие, более мощные выразительные средства. Во многих фантастических боевиках, мистических экшенах и космических операх существует второй план, – и если он кажется нам естественным, а иногда и примитивным, значит авторы фильма добились-таки своей цели. Они продумали и воплотили не только роскошный кинобизнес-проект, но и сумели сказать о самом важном – причем так, чтобы эта тема не вызывала отторжения. Если сказать сто раз «халва», то во рту слаще не станет. Если миллионы раз говорит об опасности заражения Земли отходами разнообразных производств, то люди приучатся воспринимать эти сообщения, как обычный звуковой фон. Но если представить себе кусок ароматной свежей халвы, почувствовать, как вы откусываете кусочек и наслаждаетесь им… – вы вдруг ощутите вкус настоящей халвы. Правда, не надолго. А если вам расскажут фантастическую по красоте и визуальной выразительности историю о том, как наши с вами потомки решили открыть «ящик Пандоры», и, отыскав здесь давно сгинувшее на Земле «творчество и чудотворство», вдруг решили все это присвоить и обустроить, то – вы вдруг вспомните о том, как же здорово бродить по осеннему лесу, вдыхать луговые ароматы или плыть стремительным кролем по чистой реке. И что всего этого когда-то может не быть. И эта простая мысль будет возвращаться к вам и – как знать! – возможно, удержит однажды от ненужного и опасного решения или поступка.

Кадр из "Аватара"

Кэмерон – как бы случайно – проговаривает замечательные вещи. Один из последних кадр-планов фильма – величественный полет красного дракона, которого Джейк Салли сумел приручить и которого теперь отпускает от себя. За кадром в это время сам Джейк говорит о том, что после восстановления мира время героев проходит. Зачем эта реплика? Ведь можно было оставить за кадром полет великана – возможно, дракон навсегда остался с героем племени. Пусть зритель предполагает, что хочет. Например, что Джейк, который в финале обрел новое тело – своего аватара, стал будущим вождем клана. А то и нескольких кланов. А, быть может, и всех народностей на`ви. А там и до диктатуры недалеко, правда? Так, нет же – Кэмерон, умница, все расставляет на свои места. Миру не нужны герои. Они приходят во время войны и уходят, когда война завершается.

Миру нужны покой и благоденствие. А человеку необходимо зеркало и сердце, наполненное любовью. Зеркалом и стала планета Солярис для Криса в фильме Тарковского, а планета Пандора – для Джейка в фильме Кэмерона.

Аватар

И вот еще что. Когда любимая Джейка по имени Нейтири впервые показывает ему своего дракона, она просит не смотреть в его зрачки. Вот я и не смотрел – пока не осознал того, что делаю. И даже потом как-то искоса поглядывал в эти желтые драконьи глаза, мало ли :) Вот такая вовлеченность.

Аватар

Интересные факты о фильме:

  1. Сценарий к «Аватару» Джеймс Кэмерон написал еще в 1995 году, но съемки фильма долгое время откладывал из-за несовершенства компьютерных технологий.
  2. Стивен Спилберг высказался об «Аватаре», как об изумительном произведении мировой кинофантастики со времен «Звездных войн».
  3. Композитор Джеймс Хорнер в своей музыке использует кельтские мотивы.

“Аватар” / “Avatar”,

Фантастика, США, 2009

Режиссер – Джеймс Кэмерон

Сценарий – Джеймс Кэмерон

Оператор – Мауро Фиоре

Музыка – Джеймс Хорнер

В главных ролях:

Сэм Уортингтон – бывший морпех Джейк Салли

Зои Салдана – девушка из племени на`ви

Сигурни Уивер – ученая Грэйс Огастин

Мишель Родригес – пилот вертолета Труди Чакон

Стивен Лэнг – полковник Майлз Куоритч

 

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>