Смотреть фильм “Рождение нации” режиссера Гриффита

Когда вы смотрели последний раз немое кино?

Постер фильма "Рождение нации"

Вы готовы потратить три часа на фильм, снятый почти… столетие назад?

Это не чаплинская короткометражка, отнюдь.

Трехчасовой фильм-драма. Эпопея! Три часа смотреть на дрожащую черно-белую пленку, нечеткое изображение, демонстративную игру актеров… Да полно, можно ли так любить кино, чтобы предпочесть это зрелище современному арт-хаусу. Или триллеру. Или психологической драме

Что вы говорите? – Фильм «Рождение нации» признан шедевром? Так, когда это было! Фильмы стареют, как и люди.

Вот пожилой человек – будешь ли любоваться на сморщенную кожу его щек, поджатые губы, станешь ли ловить нечеткий взгляд?

Смотрите, смотрите, какая могучая воля во взгляде этого старика. Сколько величия в жестах этой древней старухи. Шелуха лет спадает, что открывается нам?

Фильм "Рождение нации"

Страстный, одновременно яростный и нежный фильм.

Кино, которое едва не раскололо американскую нацию.

Одни этот фильм называли «гениальным», другие давали уничижительные оценки.

А сам Гриффит, сорокалетний режиссер, снявший до того кучу незначительных короткометражек, – а снимал он их порой по две в неделю, – и до своей режиссерской карьеры сменивший дюжину профессий – подносил мячи для гольфа, служил в каких-то учреждениях, работал библиотекарем, трудился металлургом, курьером, лифтером и много кем еще, – вдруг приобрел громкое имя в киномире, заработал миллион и стал пионером киномонтажа, как искусства…

Товарищи дорогие, да возможно ли это!?

Америка – страна безграничных возможностей. Не только Америка, конечно, но Гриффит – сын своей страны, о США – и речь. И фильм его – о рождении нации, о времени, когда на полях сражений сошлись две силы – Юга и Севера, Конфедерации и Союза северных штатов.

Дэвид Уорк Гриффит был чрезвычайно одарен кинематографически, он тонко чувствовал пластику кинокадра, он рисковал, но знал, что открывает новые пути, когда яростно и ошеломляюще монтировал общие и крупные планы, когда демонстрировал блестящий параллельный монтаж, когда показал, насколько могучей силой может быть «идеологическое кино».

Да, хотел ли он этого? Хотел ли влиять на кого-то или утверждать свою правоту, пропагандировать свое восприятие событий полувековой давности?

Гриффит предваряет фильм титром-ремаркой, и сомневаться в правдивости ее у нас нет никаких причин. Авторы фильма сообщают нам, что их задача – «показать бессмысленные и разрушительные последствия войны, вызвать у зрителя отвращение к ней».

Подозреваю, что в нынешней политкорректной Америке «Рождение нации» – фильм non grata. Не рекомендован к просмотру, потому что однозначен в интерпретации. Кажется, что фильм (особенно вторая его половина) – пропаганда превосходства белой нации, утверждение расовой нетерпимости. По поводу нетерпимости будет еще повод поговорить, еще один великий фильм Гриффита, как известно, так и называется – «Intolerance». Что же касается превосходства белой нации…

Дэвид Уорк Гриффит

Гриффит родился в южном штате Кентукки, а его отец во время Гражданской войны воевал на стороне конфедератов. Семья была разорена, какое-то время ее члены жили на жалованье сестры Дэвида – Мэтти. Она работала учительницей. Потом, как я уже писал выше – долгие годы, когда будущий кинорежиссер №1 искал свой путь в жизни. Он пришел на студию Эдисона в 1907 году, то есть ему уже исполнилось тридцать два года. Совершенно сложившийся человек. Американских «вгиков» не заканчивал, их попросту не было. Пришел – и стал снимать. Учился на ходу, осваивал киноприемы, которых то было – раз, два и обчелся.

И вот попадает к Гриффиту сценарий (крайне реакционный, как посчитали бы сейчас) писателя Томаса Диксона. И он проникся драматической историей до такой степени, что, вероятно, просто не был способен себя сдерживать и держать в рамках политкорректности. Гриффит превращает частную жизнь одной семьи в глобальную эпопею, которая включает в себя почти все грани человеческого бытия. «Чернокожие» здесь играют образ «врага». Я подчеркиваю – именно «образ»! Не враги они сами по себе, ничуть не бывало! Когда вы увидите, с каким удовольствием Гриффит показывают пышнотелую преданную служанку (негритянку!) семьи Камерон, которая оглушительно лупит темнокожего вояку, то, наверное, почувствуете, что симпатии Гриффита на стороне чести и честности – так, как он их понимает. И Гриффит, как человек с пылким воображением, конечно, рассказывает отчасти и свою историю – расцвета и упадка семьи его родителей. И речь не только о материальной составляющей, ведь культура американского Юга – это грандиозный пласт истории страны. Вспомним величественные романы Уильяма Фолкнера.

Не надо судить Гриффита. Давайте его поймем.

Он был честным, пристрастным и очень одаренным человеком. Кинематографистом от Бога. Он снял два гениальных фильма. И об одном я только что написал, как сумел.

Спасибо, мистер Гриффит!

 

Информация о фильме «Рождение нации» / The Birth of a Nation

1915 г., США, драма

Режиссер – Дэвид Уорк Гриффит

Сценарий – Дэвид Гриффит, Фрэнк Вудс, Томас Диксон

Оператор – Билли Битцер

Композитор – Джозеф Брейль

В фильме звучит музыка Бетховена, Грига, Чайковского, Грига, Листа, Вагнера, Верди, Россини и мотивы народных американских песен

В главных ролях:

Лилиан Гиш – Элзи

Рольф Льюис – Остин Стоунмен

Мэй Марш – Флора

Мериэм Купер – Маргарет

Генри Уолтхолл – Бенджамен

  Смотрите фильм “Рождение нации” онлайн:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>