«Воображариум доктора Парнаса» / The Imaginarium of Doctor Parnassus, режиссер Терри Гиллиам

The Imaginarium of Doctor Parnassus

«Есть три основных правила, мистер Ник, – говорит доктор Парнас дьяволу, носящему странный ник «мистер Ник», – Первое – никакой черной магии, только жульничество… Остальные я забыл».

Кадр из фильма «Воображариум доктора Парнаса» / «The Imaginarium of Doctor Parnassus»Критики разошлись во мнениях. Дмитрий Жигалов утверждает, что это «кино дурное и скучное; искусственное – и его за зеркальной дверью ждет забвение». Но одно дело – фильм, другое – его создатели. Творение и его участники отправятся по разным рекам, – считает Жигалов. – кто-то (вероятно, фильм) сгинет, а кто-то (очевидно, Гиллиам, Леджер и компания) никогда не постареет.

Вадим Зельбин пишет: «Гиллиам, большой, старомодный Гиллиам, в общем-то мало поменялся как художник, испытывая публику той же самой магией, что двадцать лет назад». Но есть другая проблема – изменился сам зритель, который «запрыгивает в зеркало» (зеркало воображения) с неохотой. Удивительный, но пообветшалый (в смысле отсутствия 3D “примочек”) мир «Воображариума» проигрывает «дьявольски неудивительному» «Аватару». И Зельбину от этого совсем невесело.

Забавно. Воображариумами мериться?

Кадр из фильма «Воображариум доктора Парнаса» / «The Imaginarium of Doctor Parnassus»Многие умные, занятые серьезным делом люди, те, кого обычно причисляют к интеллектуальной элите общества, говорят о том, что это – гениальный, глубокий фильм, что Гиллиам – великолепен, а кино, все-таки, – сложное, «не для всех» (очень нравится этот комментарий), что «массовый зритель – не пойдет» (тоже классический оборот). Другие не менее деловые и не менее умные, свидетельствуют, что фильм – «не дотянул» (до чего?), отсутствуют цельность, идея (какая?) не раскрыта, ожидали большего – и, в общем, заряда воображения они не получили.

Вот какая разноголосица.

Что же это такое? И что же теперь с этим делать?

Да ничего, конечно, не делать. Впрочем, есть одна идея.

- Позвольте доктору Парнасу пришпорить ваше воображение. Воспарите на крыльях прекрасного – и вы откроете для себя новые миры, – говорит карла Перси, старый друг и помощник доктора Парнаса

- А конец будет счастливым? – спрашивает мальчик.

- Это я вам не гарантирую, – отвечает мудрый Перси.

Кадр из фильма «Воображариум доктора Парнаса» / «The Imaginarium of Doctor Parnassus»И он прав. Как можно гарантировать счастливый конец? Счастливое бывает только начало. А конца-то – откровенно говоря, и вовсе нет, поэтому вопрос мальчика не имеет смысла.

Но Гиллиам – слава Богу – видите себя не только Парнасом, но и Перси, и самим мальчиком. И в каждом своем фильме он снова и снова задает вопросы, на которых нет ответа и вновь ищет на них ответы, зная, что их нет…, а все-таки. Конец-то должен быть счастливым. Хотя вам никто ничего не гарантирует.

Старая история. Тащится по миру повозку. А в ней – художник. Бессмертный, пропитанный пылью веков и очень одинокий. И является к нему мистер Ник (дьявол, которому чертовски скучно) и предлагает пари. Собственно – предлагает выбор. Художник соглашается, скрепя сердце, но ощущая приятное возбуждение. Сейчас будем играть. Ставки высоки – молодость, свобода и счастье родной дочери… Парнас проиграет, но мистер Ник никогда не заберет свой выигрыш – ему ведь нужен партнер. Вечный партнер.

Кадр из фильма «Воображариум доктора Парнаса» / «The Imaginarium of Doctor Parnassus»Истомленный дряхлый Парнас, который бродит по песку времени в поисках дочери, молит Бога: «Прошу, хватит… Я больше не хочу что-либо выбирать…» Он шепчет эти слова, опершись руками об очередной столб выбора, на котором две таблички: «Высокая дорога», «Низкая дорога».  И это похоже на дзэнский коан. Человек висит над скалой. Сверху – тигр, внизу – ядовитые змеи. Что делать? Человек замечает спелую земляничку, срывает ее и кладет в рот. Как же она вкусна!

Парнас всей тяжестью своей опирается о столб – и тот падает. Отказавшись от выбора, Парнас обретает свободу. Он обнаруживает себя в Париже склонившимся над мостовой – бессмертный Парнас просит подаяние. И он совсем забыл про свой «Воображариум».

Вы хотите знать, найдет ли он дочку и что случится потом? Тогда смотрите, смотрите фильм.

Кадр из фильма «Воображариум доктора Парнаса» / «The Imaginarium of Doctor Parnassus»Воображариум доктора Гиллиама зовет нас. Нет больше серых и скучных буден (впрочем, их никогда и не было), есть лишь личный воображариум, и каждый из нас стать и доктором Парнасом, и мистером Ником, и карлом Перси, и мальчиком и негодяем Тони, и спелой земляникой.

Отказаться от выбора? – Звучит заманчиво.

Принять выбор? – Увлечься новой игрой.

Можно попробовать, хочется попытаться, только… Только, чтобы конец был счастливым.

Гарантируешь, Перси?

- Ах, так вам еще нужны гарантии. Получайте же в лоб, – как будто говорит мудрый Перси и бьет нас кочергой, как так старуха, которая держала чайный магазинчик.

Дзэн кочерги

Наставник Хакуин имел обыкновение говорить своим ученикам о старухе, державшей чайный магазинчик, – он хвалил ее понимание дзэн. Ученики отказывались этому верить и шли в магазин, чтобы удостовериться самолично.

Когда бы старуха их не встретила, она сразу могла сказать, пришли они за чаем или же чтобы увидеть ее понимание дзэн. В первом случае она любезно поила их чаем. Во втором – просила учеников пройти за ширму. Как только они туда заходили, она била их там кочергой.

Девять из десяти не могли избежать ее ударов.

***

«Воображариум доктора Парнаса» / «The Imaginarium of Doctor Parnassus»,

фэнтези, Великобритания, 2009 г.

Режиссер – Терри Гиллиам

Автор сценарий – Терри Гиллиам, Чарльз Мак Кеоун

Оператор – Никола Пекорини

Композитор – Джефф Данна, Мишель Данна

В главных ролях

Кристофер Пламмер – доктор Парнас

Хит Леджер, Джонни Депп, Колин Фаррелл, Джуд Лоу – Тони

Эндрю Гарфилд – Антон

Лили Коул – Валентина, дочь Парнаса

Верн Тройер – Перси

Том Уэйтс – мистер Ник

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>