Жил-был Афоня…

Георгий Данелия в прямом смысле слова спас Афоню от смерти.

Фильм "Афоня"

Вы, наверное, хорошо помните фильм: Афоня приезжает в деревню, узнает, что его тетя – единственный человек, кто любил его безоговорочно и кому он отплатил черной неблагодарностью = забвением, умер.

Тетя, как можно понять, нестарая еще женщина, умерла от тоски по племяннику, от одиночества, от вызванных тоской недугов, в конце жизни она сама себе писала письма от имени любимого племянника. И когда Афоня узнает обо всем этом, когда берет в руки пачку тех самых писем, он ломается, кричит, лицо его искажено гримасой ужаса и боли. Затем он звонит Катюше в город, ему сообщает, что Катя уехала, куда – неизвестно. Почему – Катя? Да потому, что любимая тетя отразилась в Кате, девушка как будто становится ее продолжением, ангелом-хранителем непутевого Афанасия. За что можно любить Афоню – Бог весть. И вот – Катя любит, безоговорочно и трепетно и Евгения Симонова подходит для этой роли абсолютно. В актрисе Евгении Симоновой – самой хрупкой и нежной актрисе советского кино – угадываются дары преданности и прощения.

Евгения Симонова, фильм "Афоня"

Евгения Симонова – Катенька

Это то, что она транслирует с экрана, это внутренняя суть Симоновой и это сочетается с внутренней свободой мыслей и раскованностью чувств и – главное! – цельностью и глубиной натуры. Это редчайшее сочетание качеств, прекрасное сочетание. Это именно то, что Жерар Филипп ценил в женщинах: ясность ума, нежность, благородство.

А начал я с того, что фильм, который мог бы стать трагедией, остался в рамках «легкого» жанра – лирической комедии или комедийной мелодрамы. И я глубоко признателен за это  Георгию Николаевичу. Возможно, мог бы получиться печальный, депрессивный и очень талантливый фильм. Но – не надо, честное слово, не надо этой печали и глухой тоски. Все это мы уже проходили в «Полетах во сне и наяву» и других фильмах о «лишних» или неприкаянных людях разного социального статуса, интеллектуального достатка, изматывающей рефлексии. Данелии чужда поэтика страдания. Он – поэт счастья, которое приходит вопреки обстоятельствам, счастья, которое имманентно присуще жизни. Рецепт счастья – грузинская щедрость духа вкупе с российской задушевностью.

Борислав Брондуков, фильм "Афоня"

Прекрасный русский актер Борислав Брондуков в роли Федула

Судьба вывезет? – Вывезет! В роли «судьбы» в очередной раз – Георгий Николаевич, мудрый, чуткий, добрый режиссер мирового кино.

И вот еще что: после этого фильма к Леониду Куравлеву могла бы прилепиться вечная артистическая «кличка» «Афоня». Роль сыграна исключительно точно. Но так не случилось – и это прекрасно! Леонид Куравлев – мастер, чье амплуа гораздо разнообразнее ролей «простодушных хитрованов». Улыбка его Афони в финале фильма – тому подтверждение.

Леонид Куравлев, фильм "Афоня"

Леонид Куравлев – Афанасий

 О фильме “Афоня”,

лирическая комедия, СССР, 1975 г.

Режиссер – Георгий Данелия

Сценарий – Александр Бородянский

Оператор – Сергей Вронский

Композитор – Моисей Вайнберг

В главных ролях:

Леонид Куравлев – Афанасий

Евгения Симонова – Катя

Евгений Леонов – Коля

***

Милый, чё?

Читайте и смотрите:

"Не горюй", фильм    “Не горюй!”, реж. Георгий Данелия

 

 

"Храни меня, мой талисман"

“Храни меня, мой талисман”, реж. Роман Балаян

 

    “Семь маленьких рассказов о первой любви”, реж. Георгий Матарадзе

Одна мысль о “Жил-был Афоня…

  1. Брондуков – советский, но не русский актер.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>