} ?>

Отзыв на фильм «Зеркало для героя»

18.07.2013

Режиссер Владимир Хотиненко "Зеркало для героя"

Сценарист Надежда Кожушаная придумала своеобычный сюжетный ход, а режиссер Владимир Хотиненко с любовью, взвешенно и мудро воплотил на экране эту историю, основанную на рассказе Святослава Рыбаса.

Чтобы снять некоторые вопросы: фильм «Зеркало для героя» вышел на экраны на шесть лет раньше (!), чем комедийная мелодрама «День сурка».

Был еще один симпатичный фильм (детский, американский), в котором мальчик проживал один и тот же день Рождества до тех пор, пока главный герой не изменился. А как изменился? – Конечно, в лучшую сторону, то есть, пока он душой не прочувствовал, что мир нуждается в его любви. Точно так же меняется герой комедийной мелодрамы «День сурка» - становится человечнее, добрее, заботливее. Он учится отдавать и принимать любовь. Фантастический элемент (проживание одного и того же дня) нужен для того, чтобы показать: человек – творец  судьбы и от его воли зависит очень много. Прекрасные мотивирующие фильмы.


Кадр из фильма "Зеркало для героя"

«День сурка» - совсем о другом. Во-первых, проживание одного дня здесь не фантастический, а мистический сюжетообразующий ход. Разница в том, что мистическое переживание глубоко индивидуально, а фантастика (особенно научная) – это социальные ходули.

Владимир Хотиненко склонен к мистике, как к методу постижения окружающего мира. Но ни в каком другом его фильме мистическое переживание главного героя не было настолько деликатно и точно воплощено.

Актер Сергей Колтаков

Я считаю, что «Зеркало для героя» - выдающийся фильм. Бесспорно, лучший фильм Владимира Ивановича, которого я очень люблю. Он – мой учитель, вгиковский педагог, мастер.

Прекрасный актер Сергей Колтаков

Более того, «Зеркало для героя», конечно, должен входить в условный рейтинг лучших советских и российских фильмов.

Но есть одно обстоятельство, которое усложняет восприятие фильма. Катарсис, к переживанию которого приходит главный герой, обусловлен его духовным возрастанием в историческом контексте болезненных, драматических событий, которые случились еще до его рождения. Таким образом, чтобы прочувствовать этот фильм нужно очень хорошо понимать (или стараться понять) причины конфликта «отцов и детей» на переломе 80-х-90-х годов. К большому моему сожалению, моя дочь «не поняла этот фильм» (точная цитата из ее ЖЖ). И я думаю, как раз потому, что она не способна (возможно, пока не способна), осознать, насколько мучительными для старших поколений были так называемые «перестроечные годы». Речь о тех, кому в конце 80-х было 60-70 лет и тех, кому было 30-40 лет. Вот они-то пережили слом «системы» в полной мере.

Иван Бортник

Еще немного о музыкальном решении фильма. Если музыка, звучащая в фильме, становится плоть от плоти и кровь от крови авторского замысла, то она пронзает и исцеляет сочувствующего зрителя. Музыка – прямое воплощение воли авторов, тот незримый герой, который приближает духовное обновление. Казалось бы, ну что общего может быть между Серенадой Смита из оперы Жоржа Бизе «Пертская красавица» и кадрами современного промышленного городка, двух обнявшихся фигур – отца и сына, с любовью вглядывающихся друг в друга. Но музыка выше рациональных связей и логических последовательностей, она пробуждает чувства, она – камертон восприятия, источник радости.

Может быть, первым в истории Владимир Хотиненко снял фильм, в котором показал, как квант сострадания создает новую вселенную. Это непостижимо, прекрасно. И какой глубокий, осторожный финал… Возможно вам приходилось испытывать одновременно ощущение заброшенности и сопричастности к тайне, когда, допустим, вы шли по заброшенному, покинутому дому, и солнце заполняло окна, а вы переходили из тьмы – в свет, из коридоров – в комнаты. И с каждым шагом вы открывали себя в каком-то другом состоянии и воплощении. Это и есть магичность киноискусства - проживать экранный миф "здесь и теперь" осознавать происходящее на экране как возможность другой реальности.

Отец и сын

Спасибо авторам за это переживание.

© Максим Евстифеев

***

"Зеркало для героя", 

драма, притча, СССР, 1987 г.

Режиссер - Владимир Хотиненко

Сценарий - Надежда Кожушаная по рассказу Святослава Рыбаса

В ролях:

Сергей Колтаков - Сергей Пшеничный

Иван Бортник - Андрей Немчинов

Борис Галкин - Кирилл Пшеничный (в молодости)

Феликс Степун  - Кирилл Пшеничный (в старости)

***

Смотрите онлайн "Зеркало для героя"

***

Torpedonosci     "Торпедоносцы", реж. Семен Аранович

 

 

 

korol Lir     "Король Лир", реж. Георгий Козинцев

 

 

 

khrani-menya-moj-talisman     "Храни меня, мой талисман", реж. Роман Балаян

 


Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.