} ?>

Отзыв на фильм «Трудно быть богом», реж. А.Герман

04.07.2014

Постер фильма "Трудно быть богом"

Мой знакомый поэт в послесловии к книге другого знакомого поэта написал, что эта поэтическая книга не нуждается в читателе, поскольку сознает сама себя. Оба моих знакомых поэта были в те годы очень молоды. Молод и безмятежен был и я. Потому, хоть и принял тезис первого поэта на веру, все же встревожился. Как так, спрашивал я у самого себя, - книга не нуждается в читателе, но в ком тогда она нуждается? И нужна ли читателю такая высокомерная книга? (Поэтика которой сконцентрирована до взрывоопасной степени… – еще одно наблюдение первого поэта). Вдумчивый ответ на второй вопрос способен увести в мрачные пространства, в частности, Арканар v. Алексея Юрьевича Германа.

Леонид Ярмольник в роли Руматы

Фильму «Трудно быть богом» Алексея Юрьевича как будто не требуется зритель. Это кинопроизведение принадлежит к редчайшим явлениям искусства, которые фиксируют гибельные состояния. Когда мы кинозрители, то, как правило, напрямую сопереживаем. Мы смотрим кино, чтобы удовлетворить свои эмоциональные потребности. Удовольствие от просмотра стимулирует лимбическую систему. Мы приходим в кино, читаем книги, смотрим спектакли и слушаем музыку, чтобы поддержать гомеостаз.

Завороженный бесстыдством

Но что делать с кинопроизведением, которое гомеостаз подрывает? Показывает мир без духовных скреп, где главным принципом поддержания биологического равновесия становится безучастность. Где отсутствует понятие духовной жизни; два этих слова – «духовная» и «жизнь» невозможно поставить рядом. Дух проявляется только в страхе или скулении, а жизнь сводится к биологическим (спонтанным) реакциям. Это не убожество и не развращенность, просто сама жизнь в Арканаре – оказия для испражнений и упражнений в умерщвлении себе подобных.
В Арканаре Германа не то, что все кошки серы, просто все серое – люди.

Помешанный

И эти люди отчаянно нуждается в любви. Но разве зрители, которые пришли в залы, чтобы гармонично попереживать и эмоционально взбодриться, захотят поделиться с серыми тенями своей любовью? Захотят сделать то, что может поколебать их гомеостаз? Для начала надо попытаться обнаружить провалы бытия в самих себе. Но тогда надо смотреть фильм так, как будто мы страстно молимся за больного и отчаявшегося, но незнакомого нам человека. И даже робкое понимание, что молитва эта - за самих себя, побудит ли терпеливо снести неудобство пристального и долгого моления?
Я прочитал о том, что одна дама выставила на престижный лондонский аукцион некий «объект», а именно, кровать, «украшенную» окурками, презервативами, грязным бельем, бутылкой со спиртным. Эта инсталляция была воспринята, как арт-объект («кровать бурной молодости») и продана за два с лишним миллиона фунтов.

Еж в сумерках

Это абсолютно арканарская история, которая могла бы произойти в их постиндустриальном мире спустя несколько столетий, после показанных в фильме событий. Богом быть трудно, «актуальным» художником – намного легче.
Вот признание: я смотрел фильм без сочувствия. Я не делился своей любовью. Я отходил от экрана, и мне не хотелось возвращаться. Если я чем и растерянно любовался, так это формальными приемами. Герман – великий Герман – умел в кинематографе все.

Белая панорама
Еще до финальных кадров я уже знал, что вернусь к фильму. И буду его пересматривать, вероятно, через силу. Чтобы найти в себе сочувствие, закалить гомеостаз, и поделиться любовью с серыми тенями, которые смотрят то ли с экрана, то ли из души, - этого странного слова, которое в Арканаре является востребованным глаголом.

© Максим Евстифеев

***

Трудно быть богом, 

медитация, Россия, 2013 г.

Автор сценария - Алексей Герман, Светлана Кармалита

Режиссер - Алексей Герман

Оператор - Владимир Ильин, Юрий Клименко

Композитор - Виктор Лебедев

В главных ролях:

Леонид Ярмольник - дон Румата

Юрий Цурило - барон Пампа

Александр Чутко - дон Рэба

Наталья Мотева - Ари


Метки записи:   ,
Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.