} ?>

Отзыв на фильм «Отрочество», реж. Р. Линклейтер

26.01.2015

Постер фильм Отрочество Линклейтер

Ричард Линклейтер - независимый режиссер.

Это значит, что он умеет снимать на мизерные бюджеты.

"Отрочество" снят безыскусно, его простота кажется иногда лучше, а иногда хуже воровства. Имею в виду заимствование визуальных приемов, художественных образов, использование цитат. Речь о художественной выразительности, необычных ракурсах, в конце концов, экстравагантном монтаже. Ничего этого нет. Все предельно просто.

Очень много диалогов. Иногда - драматичных. Драматичных событий намного меньше. Их вообще очень мало. Фильм катится по прямой через время. Через 12 лет жизни одного славного мальчугана и его близких. В начале фильма парнишке семь лет. В финале - 19.

Мальчик в кафе

"Отрочество" - необычный фильм. Режиссер снимал его в течение 12 лет. Все это время фильм ждали.  В первую очередь (подозреваю, что и в последнюю) его ждали кинокритики. Дождались. Признали за достижение, хвалили. Фильм уже получил много призов. Выдвинут на "Оскара" по шести номинациям.

Фильм трудно смотреть, не отвлекаясь. Отвлечься очень хочется. Потому что периоды интереса к фильму чередуются с периодами невнимания. График волновой функции - вверх-вниз. Но амплитуда и в ту и в другую сторону небольшая. Интерес умеренный. И отвлечение умеренное. Поэтому почти трехчасовой фильм вполне можно осилить за один вечер.

Подросток в кафе

Обозреватель Variety высказался о фильме, как о микрокосме, воплощенном в типичной американской семье. Я не могу судить, насколько эта семья типична, но аналогия с микрокосмом мне не кажется убедительной. Микрокосм такое удобное понятие, что его можно притянуть для объяснения почти любой нестандартной художественности.

Вот, к примеру. Возьмем дом в русской деревне. Дом, из которого только что выехали люди. И давайте его снимать в течение 12 лет, во все времена года. Двор дома будет обрастать бурьяном, сам дом ветшать. Вещи портиться. Грибники устроят около дома привал. Деревенские старички поговорят о своем житье-бытье. Корова забредет в дом. Потом участок кто-то купит. Начнет строить новый дом. Тут истории конец. Потом тщательно отберем киноматериал, смонтируем.  Получится история жизни заброшенного дома. Тоже микрокосм.

Парень с длинными волосами

В том же Variety "Отрочество" сравнили с трилогией Льва Николаевич Толстого "Детство", "Отрочество", "Юность". Пишу об этом для того, что показать, какую планку художественности устанавливают кинокритики хорошему, добротному фильму о взрослении.

Мне в фильме не хватило чуда. ЧУДА взросления. Постижения мира и себя. Восторженности и смятения перед пугающей и прекрасной Вселенной. Когда ребенок становится наравне с ней и она отвечает ему взаимностью. Словом, того чуда, которое описал Рэй Бредбери в "Вине из одуванчиков". Ричард Линклейтер снял непоэтичный фильм. Это не претензия, это сожаление.

Милые девушка и парень

Поэзия появляется в паре мест. В том числе, в чудеснейшем финале фильма. Лиричном и доверчивом. Нежном и чувственном. Одном из лучших кинофиналов, которые мне запомнились.

Милая пара

Маленькое послесловие. Мне очень понравился главный герой, замечательный парень. И девушка, которая появляется в последнем эпизоде. Безупречный выбор актеров.

© Максим Евстифеев

***

Boyhood / Отрочество,

арт-хаус, экзистенциальная драма, США, 2014 г.

Режиссер и автор сценария - Ричард Линклейтер

Оператор - Ли Даниэль

Композитор - Руперт Грегсон-Уильямс

В главных ролях:

Эллар Колтрейн — Мейсон Эванс-младший

Лорелей Линклейтер (дочь режиссёра) — Саманта Эванс

Итан Хоук — Мейсон Эванс-старший, их отец

Патрисия Аркетт — Оливия Эванс, их мать


Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.