} ?>

Отзыв на документальный фильм «Век эгоизма», реж. Адам Кертис

24.04.2015
Постер Век эгоизма

Документальный фильм "Век эгоизма"

"Век личности" ("Век эгоизма") - известный британский документальный сериал о том, как развивалась история манипуляции подсознательным  человека в США и - отчасти - Англии.  Сериал состоит из четырех часовых частей, которые охватывают события с 20-х до 90-х годов прошлого века. Сам Адам Кертис говорит о своем замысле так: "Этот сериал о том, как власть имущие использовали теории Зигмунда Фрейда, чтобы контролировать толпу в эпоху массовой демократии".

"Персонажи" сериала - Зигмунд Фрейд, его дочь Анна Фрейд, племянник Фрейда Эдвард Бернейс, Вильгельм Райх, первые лица государств, влиятельные PR-менеджеры, психиатры и те, кого власть имущие называют "толпа".

Фильм "Век эгоизма"

Фильм впечатляюще убедителен. Факты и события осмысляются на фоне детального исторического фона, который становится контекстом восприятия. От первой до четвертой серии раскрывается, как идеи, вытекающие из теории Фрейда, становились мощными средствами пропаганды и влияния на человеческое сознание.

Психологические методы влияния, основанные на работах Фрейда, впервые разработал и применил его племянник Эдвард Бернейс, человек, который придумал профессию PR-менеджера, социального манипулятора. Идеологическим противником Фрейда и его дочери был Вильгельм Райх. Его полунаучные-полумистические идеи, однако, были активно восприняты молодыми американцами в 60-х годах XX века.

Люди у телевизора

В фильме рассказывается история социального манипулирования, но важнее, как мне кажется, выявленное противостояние между двумя концепциями-взглядами на природу человека. А именно, рациональной, которая основывается на творческом мышлении и социальной ответственности каждого человек и иррациональной, когда человек рассматривается как стихийное существо, инстинкты которого сильнее здравого смысла. А значит, инстинкты нужно сдерживать, а потребностями манипулировать, как будто из благих побуждений. Однако следует сознавать, что психологические приемы массового манипулирования использует деловой и политический мир, чтобы сделать свою продукцию или предложения как можно более желанными для потребителей и граждан. Манипуляция ради влияния и обогащения. Вот истоки  идеи о том, что "желания человека должны затмевать его потребность".

Президент и поклонники

Есть расхожая нелепая фраза: "фильм заставляет задуматься". Никто и ничто не может заставить человека задуматься. Желание осознавать и думать - это глубинная потребность... или скучное занятие, от которого можно отказаться ради других, более интересных дел. Например, ради того, чтобы удовлетворять свои желания без попыток осознания своих истинных потребностей.

Выбор всегда есть.

© Максим Евстифеев

***

The Century of the Self,

США, документальный, 2002 г.

Режиссер - Адам Кертис


Метки записи:  
Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.