} ?>

Отзыв о фильме «Без конца», реж. К. Кесьлёвский

05.07.2015
Постер фильм Без конца

Без конца, фильм Кшиштофа Кесьлёвского

Внутренний голос ворчал: "Не смотри сей фильм. Дуй к Раулю Руису, проси его, чтоб наполнил тебе паруса вдохновения и восторга". Но я не послушал внутренний голос и нимало в том не раскаиваюсь.

Несмотря на то, конечно, что мрачнее фильма мне, может и вообще не приходилось видеть.

Кесьлевский пошел ва-банк и снял фильм, из которого печаль-тоску можно выжимать, подобно как из махрового полотенца, оставленного на улице - воду после обильного дождя. Кесьлевский в своих художественных поисках беспощаден, и чувство такта он заменяет чувством правды. Что может получиться из сочетания философской метафизики и социальной "физики"? Фильм-то был снял в Польше образца 1984 года. Нет места для радости, надо с безнадежностью разобраться. Кесьлевский разбирается радикально, герои чахнут и уходят в инобытие. Оптимистичные финалы, кажется, его нервируют.

Двое на скамейке

Супруги

В фильме, видите ли, две сюжетные линии, повествующие в конечном-то счете о двух сильнейших чувствах-переживания. Во-первых, тоска женщины, потерявшей любимого мужа. Во-вторых, тоска обвиняемого в организации политической забастовки. Муж женщины - прекрасный адвокат, он и вел политическое дело. Теперь дело передали пожилому адвокату-зубру, для которого дело его зубриной чести выиграть это дело перед уходом на пенсию, и он втолковывает своему подзащитному, что судебное заседание - худшая площадка для декларации своих убеждений. Короче, промолчи или поддакни - и срок тебе скостят и вообще возьмут на поруки.

Так и получается, в конце концов. Однако послесудебная тоска буквально заполняет экран. Дело выиграно - убеждения попраны. Один финал.

Папа и сын

После суда: отец и сын

Вдова осталась с сыном. В финале она совершает чудовищный акт самоубийства. Чудовищный: отвозит сына к бабушке, возвращается домой, включает газовую горелку и - все. Второй финал.

На пороге инобытия ее встречает муж. Невидимо для близких он присутствует в их жизни. Он начинает рассказ, он рядом с женой в квартире и с подзащитным в камере, он в суде и на улице.

Он встречает жену, они уходят.

Сын потерял отца. Сын потерял маму. Тоска социальная и тоска метафизическая буквально зарифмованы.

Мама беседует с сыном

Мама и сын

Я принимаю объяснения Кесьлевского - почему о сыне не думает мать. Но я не понимаю, почему сам Кесьлевский не думает о сыне. Что будет с сыном, когда он узнает, что мама его предала? У него нет выхода - самоубийство мамы в такой ситуации - это предательство.

Кесьлевский - умница, ворожей. Но он недальновиден и упрям в своих жестких выводах и предпочтениях.

Ох, как ему было трудно. Такие фильмы, конечно, не проходят без последствий. У Кесьлевского не могло не болеть сердце. Не могло.

© Максим Евстифеев

 ***

Без конца,

драма, Польша, 1984 г.

Режиссер - Кшиштоф Кесьлёвский

Сценарий - Кшиштоф Кесьлёвский и Кшиштоф Песевич

Оператор - Яцек Петрицкий

Композитор - Збигнев Прайснер

В главных ролях:

Гражина Шаполовска, Мария Пакульнис и другие


Метки записи:   ,
Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.