} ?>

Отзыв о фильме «Сталкер», режиссер А. Тарковский

09.09.2016

Постер фильма Сталкер

Прохожий в «Зеркале» - это начинающий писатель в «Сталкере». Еще не циник, влюблен, заоблачен, ценит свое и чужое несовершенство.

Помните, как прохожий лежит в траве и радуется ей, как ребенок, впервые увидевший жука? Потом он отходит от матери, поворачивается и поднимается ветер. Ветер Зоны, пока еще без нее самой. Таков один из мостиков в следующий фильм. Тарковского вела сама летучая игла жизни, Тарковский принял Божью ниточку и путь прокладывал не сам.

Трое за столиком в баре

Меня восхищает панорама от головы спящего Сталкера до его руки, камера медленно скользит по водной поверхности то ли ручья, то ли основания разрушенного дома,  вспоминая все, что осталось от самонадеянной человеческой цивилизации. И сколько в этом мучительного недоверия и пристальной любви к людям, глубочайшего внимания Тарковского к мелочам, в которых эстетический и нравственный бог.

На дрезине в зону

Почему Мартышка читает Тютчева? Почему в финале фильма она передвигает взглядом стаканы? Что хотел Тарковский? Вот вопросы хорошего: доброго и умного интеллектуала. И мы стараемся, тщимся в своем духовном стремлении понять, чтобы приблизиться, чтобы попытаться хотя бы стать вровень. Но понимание не имеет отношение к духу. Дух веет, где хочет. И Мартышка читает Тютчева потому, что ей нравится Тютчев. Но если вы почувствовали желание обнять Мартышку, вы приблизились к Тютчеву. А если, повторяя про себя: «Люблю глаза твои, мой друг…», вы вспомните Мартышку, вы – в любви.

Анатолий Солоницын, фильм Сталкер

Анатолий Солоницын в роли Писателя

Сталкер

Александр Кайдановский в роли Сталкера

И вот эта зыбь, зыбка, плен печали, тенета грусти, нечаянной задумчивости, полуулыбки и полуслезы, эта робость, охватывающая вас каждый раз, когда вы бредете по этому фильму, словно по зеленой траве Зоны - все это и есть великое чудо и награда сочувствующему зрителю, который уже (или еще) не задает вопросов, потому что принял мир без окончательных ответов.

Писатель, идущий внутри трубы-«мясорубки» – это писатель Горчаков, пересекающий со свечой пустой бассейн в «Ностальгии».

Этот путь должен быть продолжен. Зона не исчерпывается Зоной.

Ученый и Писатель

Николай Гринько в роли Ученого

Вот они стоят на берегу комнаты, и один из них бросает камни. Их всплески разрывают тишину, но ненадолго. Тишина сильнее. И я вольно думаю, решился бы я зайти в эту комнату, и что происходило бы там со мной? Но, кажется, мы все уже там. Мы в этой комнате и наш дух трепещет. Все сбывается и страшно, если это будет не любовь.

Таинственная комната

Комната желаний

Быть человеком – значит рисковать. Это синонимы, наверное, человек и риск. Это экзистенциальный риск – ощущать себя на краю и верить, что вечен.

© Максим Евстифеев

 ***

"Сталкер",

драма, притча, СССР, 1979

Режиссер - Андрей Тарковский

Сценарий - братья Стругацкие

Оператор - Александр Княжинский

Композитор - Эдуард Артемьев

В главных ролях:

Александр Кайдановский, Анатолий Солоницын, Николай Гринько


Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.