} ?>

«Пьяный ангел», реж. А.Куросава

17.03.2017

Тосиро Мифунэ в фильме Пьяный ангел

Дуэт двух превосходных актеров – Такаси Симуры и Тосиро Мифунэ. Кажется, этих актеров Акира Куросава снимал чаще других. Это первая роль Мифунэ в фильмах Куросавы и четвертый или пятый образ, который создал Симура.

Такаси Симура и Тосиро Мифунэ

Куросава называл «Пьяного ангела» первым своим фильмом. Это значит, конечно, что он пренебрегал ранними работами. Но это значит, что для него эта работа была особая, в процессе съемок он «стал самим собой» и реализовал свои мечты.

Милая японская девушка улыбается

В самом деле, «Пьяный ангел» неуловимо отличается от предыдущих фильмов режиссера. Куросава рассказывает историю отношений двух персонажей – врача и бандита и насыщает его множественными явными и скрытыми конфликтами. Сценарий фильма - образец замечательной кинодраматургии. Фильм, как драматичная схватка за жизнь и достоинство, и врач в этой схватке борется за пациента более усердно, чем за себя. Гангстер в исполнении Мифунэ способен вывести из себя даже трезвого ангела, что уж говорить о докторе Санаде, который как раз и является «ангелом пьяным». Он очень любит выпить, любит настолько, что пренебрегает самоуважением. Проблема самоуважения изматывает некоторых интеллигентных людей в ситуации компромиссов, которые они считают гибельными. Господин Санада себя не уважает, собой брезгует, себя презирает и такое самоуничижение целительно и для него и для его пациентов. Он с редким терпением, презрев гордость, всегда честно и иногда грубо выполняет свою работу. Доктор – прекрасный специалист. Он ставит на ноги чудесную девушку, излечивает ее от туберкулеза. Та же самая болезнь у бандита Мацунаги. Он человек как раз гордый и крайне щепетильный в вопросах корпоративной чести.

В роли бандита Мацунаги - Тосиро Мифунэ

Санада удалось разглядеть в Мацунаге что-то привлекательное даже после стычки во время их первой встречи. Доктор вытаскивал пулю из руки бандита, а тот чуть было его не придушил, когда Санада высказал подозрение, что Мацунага болен туберкулезом. Мацунага ощущает уязвимость и приходит в неконтролируемое бешенство. Кстати, Куросава после съемок «Пьяного ангела» писал, что он не мог «управлять Мифунэ на площадке». Ну раз так, решил Куросава, пусть играет как умеет. Лишь бы выполнял задачу. Мифунэ задачу выполнил с блеском, так, что теперь многие зрители, говоря о фильме, относят его название к образу бандита Мацунаги.

Тройное отражение в зеркале

Я восхищен игрой обеих актеров. Фильм – шедевральный.

Человек идет навстречу жизни

Должно быть Анджей Вайда тоже был под сильным впечатлением от «Пьяного ангела»; трагическая финальная сцена из фильма «Пепел и алмаз» перекликается со сценой гибели Мацунаги. Гениальные режиссеры всегда восприимчивы к хорошим идеям. И это не плагиат, а интерпретации. Хорошие режиссеры идеи воруют. Просто режиссеры (без эпитета) не желают знать ничего, кроме самих себя, исключительных и непревзойденных. У них проблем с самоуважением никаких. Но и творческие искушения и победы под видом Мацунаги и выздоровевшей девочки минуют их стороной.

© Максим Евстифеев

«Пьяный ангел»,

драма, Япония, 1948

Режиссер – Акира Куросава

Сценарий – Кэйноскэ Уэгуса, Акира Куросава

Оператор – Такэо Ито

Композитор – Рёити Хаттори, Фумио Хаясака

В главных ролях – Такаси Симура, Тосиро Мифунэ


Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.