} ?>

«Бездомный пес», реж. А.Куросава

20.03.2017

Постер фильма "Бездомный пес"

От фильмов Куросавы – сердцебиение и одышка. Потом – ясность и покой. От финальных кадров - тихое счастье. Нет, не счастье, пожалуй, а умиротворение. Куросава постоянно напоминает о том, что мир – трудное место, где человек испытывается на прочность.  Ради чего? Нет, так вопрос ставить нельзя.

Бездомный пес

«Бездомный пес» начинается с крупного плана бездомного пса. И эту измученную собаку с высунутым от жары языком, затравленным взглядом вспоминаешь весь фильм. Но кино, конечно, не о собаке.

Фильм захватывает с первых кадров. Куросава начинает с высокого повествовательного градуса. Он не церемонится со зрителем, хватает его и вовлекает в конфликт. Молодой следователь теряет свой кольт. Он едет в переполненном трамвае, жара невыносимая, ему дурно, кто-то лезет в его карман. Кто? Детектив Мураками преследует вероятного похитителя, тот скрывается. Мураками начинает мучительную одиссею, его цель – вернуть украденный пистолет. Он знакомится с опытным сыщиком Сато. Его играет чудесный Такаси Симура. То есть, уже в третьем подряд фильме Куросава сводит Мифунэ и Симуру и дуэт их – бесподобен. Возможно, это лучший мужской дуэт в мировом кинематографе. Кстати, Симура за исполнение ролей в этом и предыдущем фильме «Тихий поединок» получил премию, как лучший актер года.

Кадр из фильма "Бездомный пес"

«Бездомный пес» снят как будто в жанре полицейского детектива (нуар). Как будто – потому что художественный замысел и его воплощение у Куросавы всегда больше и значительнее любых попыток определить жанровую принадлежность кинопроизведения. Мы до последней сцены не видим убийцу. Именно – убийцу, а не похитителя. Мурками и Сато долго идут по следу. Дело в том, что кольт попал к перекупщикам, которые торгуют похищенным оружием, либо сдают его в аренду. Сейчас кольт в руках человека по имени Юса. Он, как и Мураками, демобилизован, у него, как и у Мураками в поезде украли вещмешок. Он, как и Мураками был на грани отчаяния, но в отличие от детектива, не выдержал напряжения и отчаялся.

Тосиро Мифунэ в фильме "Бездомный пес"

Название фильма метафорично. Юса превратился в бродячего пса. Он измучен и очень опасен. Возможно, аналогию имеет смысл продолжить. Мураками стал служебной собакой. Он служит людям – так исполняет долг и сохраняет честь. Вспомним, что Куросава сам родился в год собаки и даже думать нелепо, что собачья метафора зазорна.

Японская девушка

Атмосфера сгущается, как в прямом, так и в переносном смысле. Душный день завершается проливным дождем и грозой. Мураками чувствует угрозу, его томят дурные предчувствия. Ожидания оправдываются, старший друг Сато тяжело ранен. Молодой детектив идет по следу преступника. Нет, не преступника, а бродячего, жестокого и несчастного пса. Сцена противостояния Мураками и Юсы потрясает. Здесь филигранное мастерство Куросавы-художника и большое благородство Куросавы-человека.

Два человека на поле

А гений Куросавы еще и в деталях, в нюансах отношений, в немотивированных сюжетом поступках персонажей. Карманница рассказывает детективу о том, кому она сбыла украденный пистолет. А потом показывает Мураками на звездное небо. Карманница и детектив сидят на причале и любуются звездами. Курасава не дает забыть о том, что мир – трудное место. Куросава всегда напоминает, что мир – прекрасное место.

© Максим Евстифеев

«Бездомный пес»,

драма, нуар, Япония, 1949

Режиссер – Акира Куросава

Сценарий – Акира Куросава, Рюдзо Кикусима

Оператор – Асакадзу Накаи

Композитор – Фумио Хаясака

В главных ролях: Тосиро Мифунэ, Такаси Симура


Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.