Вскоре после первых представлений оптического театра «фоноскоп» Демени, популяризируя лабораторные опыты Маре, впервые продемонстрировал живой портрет — лицо человека, произносящего: «Да здравствует Франция!» и «Я вас люблю!» Это открытие движущегося (в течение доли секунды) крупного плана было событием большого значения, на что указывал сам Эдисон.
Крупный план был использован затем Диксоном в одном из его первых «звуковых» фильмов для «кинетоскопа» — «Чихание Фреда Отто».
Ленты, сделанные Диксоном, являются, в сущности, первыми фильмами. Продолжительность их демонстрации не превышала тридцати секунд. Как и ленты зоотропа, они могли повторяться циклически. Глядя через увеличительное стекло, зрители видели картинки размером меньше почтовой открытки.
«Идея [кинетоскопа],— говорил Эдисон, - была подсказана мне аппаратом, называемым «зоотроп»… мой аппарат является лишь небольшой моделью, предназначенной для иллюстрации теперешнего состояния моих поисков». Это заявление следует отнести к первым пятидесяти фильмам кинетоскопа. Плясуны, акробаты, гимнасты, акробаты на трапециях, дрессированные собаки, ученые кошки, боксеры, борцы, гуляки, дантисты, цирюльники — все классические сюжеты зоотропа были повторены Лаури Диксоном; только дюжины рисунков были заменены здесь пятьюстами фотографиями. В лентах зоотропа не было декораций, а только аксессуары. Этим отличались и почти все фильмы Эдисона, созданные в первой студии, названной «Черная Мария» (Название дано по сходству с закрытыми повозками, которые перевозили арестованных). Белые силуэты, мечущиеся на черном фоне (фильмы на этой студии снимались только на черном фоне, а актеры были одеты в белые костюмы) так же мало напоминали живых людей, как картонные паяцы. Их можно назвать китайскими тенями в негативе.
Впрочем, несколько лент Диксона составляют исключение и возвещают появление подлинного кинофильма; сюжеты зоотропа теперь разрабатываются по-новому.
Применение крупного плана позволяет нам видеть уже живых людей, а не картонные фигурки. Когда Профессор Сандоу (Евгений Сандов, наш соотечественник, известный силач), снятый американским планом, играет своими мускулами, его лицо и тело настолько приковывают внимание, что черный фон не замечается. Мы имеем на этот раз дело с ожившей фотографией.
В фильме «Пожарный спасает» лестница, пересекающая черный фон, и дым, окутывающий сцену, создают совершенно реальное впечатление. Такое же впечатление вызывают в «Докторе Колтоне, делающем анестезию и вырывающем зуб» (первый опыт приближения к действительности) вся окружающая обстановка, а в матчах бокса — ряды зрителей, прикрывающие черный фон. «Новая парикмахерская» и «Новый бар» являются настоящими жанровыми сценами, построенными на одной декорации. Эти фильмы принесли особенно большой успех кинетоскопу.
Применив методы звукозаписи фонографа Эдисона, Диксон привлек к участию в своих фильмах артистов мюзик-холлов, имена которых служили рекламой кинетоскопу. Большая часть фильмов была посвящена популярным поморам этих артистов, предвестников появления «кинозвезд». Диксон был первым создателем фильмов-спектаклей и предтечей Мельеса.
Диксону приходилось использовать в своей студии многочисленных статистов; в частности, при воспроизведении для кинетоскопа финальной сцены ревю «Молочно-белый флаг Хойта» было занято тридцать четыре костюмированных статиста. Однако из-за ограниченных размеров изображения в кинетоскопе толпа статистов не производила должного эффекта, и эти попытки введения большого количества людей в фильм не имели достаточного успеха.
Когда Диксон перешел из «Черной Марии» в ателье одного нью-йоркского фотографа, качество его работ заметно улучшилось. Но «Курильщики опиума» и «Перебранка в китайской прачечной» все еще обладают всеми чертами примитивной кинопостановки, законы которой несколько месяцев спустя установил Мельес: декорации, актеры, костюмы, грим и сценарий; последний, впрочем, весьма несложный.
Эдмунд Кун, вскоре заменивший Диксона у Эдисона, был профессиональным фотографом. Игнорируя все условности зоотропа, он попросту занялся «живой» фотографией. Однако сложность и грандиозность съемочного аппарата Эдисона приковывали его к студии, из которой он вышел только после первых успехов фильмов Люмьера.
Кун поставил два фильма, получивших большую известность: «Казнь Марии Стюарт», в котором перед огромной толпой палач обезглавливает королеву и показывает толпе ее голову, и «Поцелуй Мэй Ирвин и Джона Райса», в котором крупным планом был снят эпизод из нашумевшей тогда пьесы. «Поцелуй» был не первым крупным планом киноэкрана, но до него ни один фильм не завоевывал столь большого успеха. Примитивная эротика «Поцелуя» предвещала счастливый конец, ставший впоследствии классическим в тысячах фильмов.
Отсутствие других фильмов такого рода для кинетоскопа способствовало исключительному успеху «Поцелуя». Для кинетоскопа снимали танец живота, сцены раздевания и канкан — фильмы, привлекавшие в «пенни-аркады» в основном только мужчин. Мода на «специальные сюжеты» для «индивидуальных» просмотров сохранилась в кино до нашего времени.
«Казнь Марии Стюарт» и «Поцелуй» появились за несколько месяцев до фильмов «Вайтаскопа». Гвоздем их был фильм, раскрашенный от руки женой Эдмунда Куна. В нем показывалась танцовщица Аннабелла, исполняющая в стиле Лое Фюллер (известная балерина, в 1920 году поставила во Франции фильм «Лилии жизни», в котором дебютировал в качестве актера Рене Клер) танец с вуалью. В этом фильме на экране впервые появились краски.
Первые фильмы (кинетоскопа), сделанные Лаури Диксоном и вслед за ним Эдмундом Куном, вначале точно следовали сюжетам зоотропа, но затем перешли к жанровым сценам и инсценировке злободневных событий. Эти фильмы, снятые в студии с актерами, с использованием аксессуаров, а впоследствии и декораций, воспроизводили сценки репертуара мюзик-холла и театра. Их содержание еще легковесно, а фотографические качества весьма посредственны из-за крупно зернистости первых эмульсий. Многие сюжеты кинетоскопа были использованы в первых фильмах, предназначенных для проецирования, но они не могли соперничать с фильмами синематографа.
Жорж Садуль “История киноискусства”. Гл.II – “Новые движущиеся картинки Луи Люмьера”
Эмиль Рейно – создатель мультипликации
Кинодороги- сайт о хорошем кино