Брайтонская школа. Фильмы Уильяма Пола
Кризис кинематографа в Великобритании был менее глубок, чем на континенте. Фильмы демонстрировались как в многочисленных мюзик-холлах, так и в ярмарочных кинематографах, получивших быстрое распространение благодаря Уильяму Полу, пионеру кино, и его последователю – молодому американцу Чарльзу Урбану; вынужденный покинуть Нью-Йорк в результате «войны патентов», Урбан переехал в Англию, где уже свободно мог продавать свой «биоскоп».
Уильям Пол, начавший с хроники и натурных съемок, выступил затем с постановкой фильма «Ухаживание солдата» — в исполнении случайныхактеров и в весьма упрощенных декорациях. В 1899 г. он построил небольшую студию типа шкафа, в которой до 1903 г. поставил довольно значительные по тому времени фильмы: «Приключение мистера Пиквика», «Волшебный меч» (средневековая мистерия), «Молись за нас» (иллюстрированная песня), «Последние дни Помпеи» и «Путешествие в Арктику». Последний фильм, являвшийся лучшим достижением Уильяма Пола, был поставлен десятью годами раньше аналогичного по теме фильма Мельеса «Завоевание полюса». Но если преемник Робера Удэна был тонким прирожденным художником, то стиль Пола не отличался изяществом, и его произведения нередко оказывались тяжеловесными и вульгарными, как произведения Зекка, с которым у него было много общего.
Одной из заслуг Уильяма Пола был выпуск (а может быть, и постановка) в 1900 г. фильма «Безумный автопробег по Пикадилли». Это был фильм, снятый на натуре, в котором впервые была задумана и применена съемка движущейся камеры. У зрителя создавалось впечатление, что он находится в автомобиле, мчащемся с бешеной скоростью и только чудом избегающем столкновений и катастрофы.
Значительно полнее были использованы натурные съемки Уильямсоном и Дж. А. Смитом, уроженцами Брайтона, где в то время жил изобретатель Фриз Грин… (читайте продолжение)
Жорж Садуль “История киноискусства”. Глава IV Брайтонская школа
Эмиль Рейно – создатель мультипликации
Луи и Огюст Люмьера и их первые фильмы
Жорж Мельес – создатель кинематографических “спектаклей”
Кинодороги, которые мы выбираем