Фильм «Через тернии к звездам»
Фантастика, драма, 1980 год, СССР
Режиссер – Ричард Викторов
Автор сценарий – Кир Булычев, Ричард Викторов
Оператор – Александр Рыбин
Композитор – Алексей Рыбников
Елена Метелкина – Нийя
Вадим Ледогоров – Степан Лебедев
Надежда Семенцова – Надежда Иванова
Елена Фадеева – Мария Павловна
Александр Лазарев – Виктор Климов
Школьники Советского Союза обожали фантастику. Многие
взрослые граждане Советского Союза любили фантастику не меньше школьников. Книжек
фантастических в конце 70-х-начале 80-х годов было мало. За ними вставали в
библиотечные очереди, их давали читать на ночь, ими дорожили необычайно.
Фантастические фильмы вызывали приличный ажиотаж, народ толпился у касс, размахивая
бумажными рублями, и на одну и ту же ленту и школьники и взрослые ходили не по
одному разу. Размахивали и ходили, и замирали, когда на берегу моря сбрасывала
одежды грациознейшая Нийя, таращили глаза, когда биомасса заливала обезумевшего от
страха Туранчокса, хохотали, когда антрацитовый кот Василий воровал у разумного
осьминога Пруля апельсиновую жвачку в пластинках московского производства 70-х годов
XX века. Несмотря на то, что события фильма «Через тернии к
звездам» происходят, как минимум, в веке XX. Но именно жвачка, так же
как и дутый костюм робота Бармалея, и табло космопорта, точь-в-точь шереметевское
убеждали граждан СССР, что будущее давно обжито, освоено талантами отечественных
фантастов и потому – родное и милое.
А ведь, в самом деле, люди – всегда люди, и времена здесь ни при чем: всегда были, есть и будут герои, негодяи, трусы и храбрецы, любящие и любимые, словом, все по словам Владимира Семеновича Высоцкого: «Потому что Любовь – это вечно Любовь, Даже в будущем вашем далеком.
«Через тернии к звездам» – фильм сказочный, немного наивный (несомненное достоинство), очень добрый и… З А В О Р А Ж И В А Ю Щ И Й.
Хорошее слово нашел. Да, да, именно – завораживающий. К счастью, спустя двадцать с лишним лет я смотрел его с той же радостью и знакомым изумлением, как и тогда, в позднем детстве, в ранней юности.
Может быть, я настолько сентиментален? Но мне так нравятся алые маки, пылкие, дивные пряные маки, мне нравится густая трава Земли и воздушная, соленая плоть моря, мне нравится Нийя, которая осваивает земной мир с таким пристальным трудолюбием и подробностью, что поневоле я сейчас вспомнил: «жизнь, как тишина осенняя, подробна». Вот точно так же подробен, с любовью снят, сыгран и смонтирован «Через тернии к звездам». И еще он насыщен, он плотен, он упруг, как теннисный мяч. Я хочу сказать, что в фильме нет ни капли инертности, история разворачивается перед зрителем, мчится со скоростью мяча, пущенного смэшем, не уклониться, не отпрыгнуть, только включиться в игру, отбить мяч авторской фантазии, сыграть эту партию с Туранчоксом и его приспешниками, изгадившими планету Десса.
А еще мне очень по душе, что авторы фильма «Через тернии к звездам» сняли исключительно кинематографичную, зрелищную ленту. Это фильм визуально красочный, сочный, как… спелый арбуз, который молодой астронавт Степан Лебедев бросает очаровательной Нийе и та останавливает его полет, так что звонкая ягода грохается об пол и – фонтан спелой мякоти во все стороны. Вот таков и весь фильм. Если уж сдобрая, добрая Земля – то феерична прекрасная. Если уж мрачная, муторная Десса – то изнывающая от грязи и гадости. А когда во время очистки атмосферы на стекла домов-грязеубежищ льется черная мерзкая жидкость, то просто физически ощущаешь этот смрад, а потом вместе с героем Александра Лазарева – космическим инженером-ассенизатором – скачешь по камням пока еще бесплодной планеты и орешь в голос: «Я люблю свою работу! У меня отличная работа!» Замечательно играют актеры, гармоничный ансамбль.
И – финал, конечно. Вот просто по пальцам могу перечитать фильмы, финал которых был бы придуман и воплощен так талантливо.
Опасная биомасса – угроза живому вдруг оборачивается сдобным тестом и нежится под ладонями пекарей-астронавтов, а затем становится круглым шаром с материками и океанами – то ли – Земля, то ли – Десса, и его посыпают зерном и поливают водой. А потом – молодые поросли в ряд до самого горизонта. И воздух… мне всегда казалось, что я ощущаю его аромат. Еще мало, очень мало кислорода, хочется дышать глубоко и потому немного кружится голова. И вот стоят двое влюбленных – Степан и Нийя и благословляют друг друга.
Дорогие мои, прекрасный фильм! То ли потому, что я сентиментален… То ли потому, что я вижу и слышу прекрасное. Музыка Алексея Рыбникова творит чудеса.
А вот почитайте-ка еще о талантливых отечественных фильмах:
“Полторы комнаты или Сентиментальное путешествие на Родину”