“Великолепная семерка”

«Великолепная семёрка» (The Magnificent Seven )

Фильм "Великолепная семерка", режиссер Джон Стерджесвестерн, 1960 г., США

Мой папа сказал мне: «Я ходил на «Великолепную семерку» раз двенадцать». Задумался и добавил: «А, может, и больше». Папины глаза сияли.

Дело было в конце 80-х годов прошлого века. Папа было примерно столько же, сколько  и мне сейчас – то есть, перевалило за сорок. Папа вспоминал свою юность, начало шестидесятых. Именно тогда на экранах советских кинотеатров возникла лысая голова Юла Бриннера. Продвинутые советские парни ринулись в парикмахерские бриться под «нуль». На танцплощадки они приходили в брюках клеш, а по улицам вышагивали с абсолютно ровной спиной, что – согласитесь – непросто. С тех пор у моего папы идеальная фигура и величавая осанка.

«Великолепная семерка» – это…

«Великолепная семерка» – фильм, который…

Я не знаю, как писать о «Великолепной семерке». Не хватает не слов, но – мудрости. У меня ее и так крохи, но когда я думаю о «Великолепной семерке», то глупею окончательно, и одновременно чувствую, что счастлив. Это не острое ощущение счастья, когда добиваешься чего-то желанного, не упоение от достижений и не головокружение от успехов. Это ощущение счастья приходит в те мгновения, когда убежден в справедливости мира и в своем несомненном праве заявлять об этом во весь голос. Что бы ни происходило в мире – он глубинно, изначально справедлив и милосерден. Мир – это человек. Иногда – с бритой головой и абсолютно ровной спиной. Иногда – колющий дрова на траве двора. Иногда – немногословный и крайне сдержанный, иногда – пугливый, иногда – азартный, иногда – ухлестывающий за дамами, иногда, иногда, иногда…

Вестерн, в моем понимании противостоит так называемым «психологическим фильмам». В «психологических фильмах» герои не действуют, а увлеченно занимаются душевным истязанием – себя, своих близких и дальних. Они занимаются всем этим и отчего-то называют истязание «размышлением». Это серьезная ошибка! Хорошее (талантливое), правильное (дерзкое) размышление – мать правильных поступков. Но в «психологических фильмах» герои «размышляют» только для того, чтобы убедить себя в необходимости новых истязаний. Герои таких фильмов – психологические агрессоры. А режиссеры холят и лелеют своих героев вместо того, чтобы показать всю их заунывную вампирическую сущность.

Герои вестернов (любых вестернов!) – размышляют ровно столько, чтобы осуществить правильное действие. А чем же отличаются плохие вестерны от хороших? – Только героями, друзья мои. Герой любого вестерна восстанавливает справедливость в мире. Но только герой хорошего вестерна осознает относительность своих представлений о справедливости. И сейчас я скажу парадоксальную вещь. Герой хорошего вестерна – это человек не действия и, тем более, не знания. Он – человек ВЕРЫ. Герой (положительный) вестерна – кочующий подвижник, только его оружие – не слово, а кольт. Иногда вместе с прищуром, как у Клинта Иствуда, или непреклонным бритым черепом Юла Бриннера. Герой хорошего вестерна – воспламенен и страстен. И даже если он безукоризненно сдержан или просто «сух», как Бритт (герой Джеймса Коберна), это значит только то, что душа его под гнетом сильной страсти или сильной печали. Героям «Великолепной семерки» от святости так же далеко, как герою «психологического фильма» до актуального и талантливого действия. Но каждый из них – подвижник. По воле или необходимости, по безделью или призванию. И, тем не менее, все они – работники «последнего часа» (согласно притче о работниках в винограднике).

Поэтому так печалишься о смерти О`Рейли, Ли, Гарри, Бритта, радуешься влюбленному Чико, который остается с любимой, и благословляешь одиноких Криса и Вина. Куда они теперь? В ваши сердца или мимо них?

Победили крестьяне. Победила справедливость. Но и милосердие в накладе не осталось.

- Будь я проклят, – говорит умирающий Гарри своему другу Крису.

- Может быть, и не будешь, – возражает Крис.

Он говорит это Гарри, который уже не слышит его. Он говорит это для нас и вместо нас. И если вы не повторяете эти слова снова и снова – значит, «Великолепная семерка» подняла пыль, да и пронеслась мимо вас. Ну, что ж – случается! А если повторяете – значит, «семерка» пополнилась новым подвижником.

Irishfox

Джон Стерджес «Великолепная семёрка»

Руководство по просмотру для женщин.

Введение.

Жители пограничной мексиканской деревни страдают от грабительских набегов банды Кальверы.  Несколько крестьян отправляются в соседний городок за оружием, но вместо того, неожиданно для себя, нанимают за гроши вооружённую охрану, шестерых авантюристов. Людей такого рода в вестернах называют ковбоями, несмотря на то, что никаких коров они не пасут. К ковбоям примыкает неопытный амбициозный паренёк Чико. Процесс отбора семёрки продолжается в течение часа (половина фильма), иногда он сопровождается хитроумными фокусами, чтобы помочь зрительнице убить время. Ковбои прибывают в деревню, начинаются приключения, семёрка показывает себя с лучших сторон и выигрывает. Правда, не в полном составе.

Отрицательные моменты.

  «Великолепная семёрка» (именуемая впоследствии «В.с.») – мужское кино, снятое по мужским правилам. Точнее, кино для «старых» мальчиков. Потому что «молодые» мальчики не будут смотреть это старьё.

Девиз мужского кино: больше действий, меньше дум. Немногочисленные куцые мысли тут же произносятся вслух. Они конкретны и однозначны, чтобы не дай бог не дать мужчине-зрителю повода напрячь мозги. Потому современный продюсер выкинул бы из «В.с.» минут сорок проездов на конях, лежания в кустах и пауз в разговорах. В современном мужском кино картинки должны сменять друг друга на пятой скорости, превращаясь в рябь в глазах: не секунды на осмысление.

Фильм демонстрирует мужские представления о героизме. Согласно их логике, герой метко и быстро стреляет, ездит верхом (вариант – попадает в цель ножом), благороден, храбр, бескорыстен.

Поясняю на примере фильма: ковбои рискуют жизнью ради доставки незнакомого трупа на кладбище, нанимаются за бесценок на смертельно опасную работу, участвуют в дуэлях по малейшему поводу (двойная польза – и гимнастика, и не скучно). Никакой оседлой жизни или постоянной работы, заработанные деньги должны быть тут же проиграны в казино.

Сделанное в конце фильма заявление, что победили крестьяне (честные семейные люди), никого не обманывает. Ковбои не могут проиграть по определению.

Режиссёр почти дошёл до полного исключения женщин из кадра и сюжета. Скрепя сердце, организовал небольшую интрижку.

Положительные моменты.

Если женщина вынуждена смотреть «В.с.», чтобы не заснуть, она обратит внимание на актёров, играющих ковбоев. Это хорошо сложенные, обаятельные парни. Несомненно, их присутствие в кадре объясняет успех фильма. Крис (Юл Бриннер), О’Рэйли (Чарлз Бронсон), Вин (Стив МакКуин), Бритт (Джеймс Коберн) – любой из них мог составить счастье женщины, но предпочёл жизнь искателя приключений. Бернардо О’Рэйли демонстрирует задатки незаурядного отца семейства, воспитывая мексиканских детей. Самые ясные глаза на мужественном лице – у Криса, безусловного лидера ковбоев и женских симпатий.

В фильме присутствует милый старый юмор, иногда вызывающий улыбку.

Особенное удовольствие чистоплотной женщине доставляют мексиканские крестьяне в белых костюмах, сохраняющих свежий вид практически до конца фильма.

Заключение. Фильм имеет статус культового. В каждой рецензии на «В.с.» обязательна информация: сюжет «Великолепной семёрки» заимствован из фильма «Семь самураев». «В.с.» не является ремейком. Джону Стерджесу удалось полностью избавиться от смыслового содержания японского первоисточника. Аудитория, благоговеющая перед «Семью самураями» не пересекается с аудиторией, фанатеющей от «В.с.»

В целом,  «Великолепная семёрка» представляет собой пример состарившегося жанра (вестерна), ещё сохраняющего аромат, как прошлогодние яблоки в подвале.

demasphena

 

Великолепная семерка скачет к вам. Что сделаете вы?

Информация о фильме:

Режиссер – Джон Стерджес

Сценарий – Уильям Робертс

Оператор – Чарлз Лэнг

Композитор – Элмер Бернстайн

В главных ролях:

Юл Бриннер – Крис Адамс

Стив МакКуин – Вин

Чарльз Бронсон – Бернардо О`Рейли

Роберт Вон – Ли

Брэд Декстер – Гарри Лак

Джеймс Коберн – Бритт

Хорст Буххольц – Чико

Эли Уолах – Кальвера

Владимир Соколов – Старик

Вы можете оставить комментарий, или поставить трэкбек со своего сайта.

Написать ответ