“Сердце Ангела” Алана Паркера

Немного странно: спустя двадцать с лишним лет я пересмотрел “Сердце Ангела” и подумал, что сказать-то об этом фильме мне нечего.

Сердце Ангела

И нечего и незачем, да и не хочется говорить. Но поскольку я на этом сайте стараюсь делиться впечатлениями от всех (почти) фильмов, которые смотрю, то – отчего же делать исключение для очень известного, почти культового фильма Алана Паркера. Так что я попробую найти слова… уж какие найдутся. А будет ли полезен или интересен кому-то этот отзыв на “Сердце Ангела” – я даже загадывать не хочу.

Атмосферный фильм. Вот первое определение-характеристика, которая вполне подходит седьмому по счету фильму Паркера. Причем, я могу представить, как словом “атмосфэрное кино” определяет свое отношение к фильму и профессор-лингвист, и мелкий лавочник и домохозяйка с Рублевки. Удобное слово – “атмосфера”, непонятно, что за ним кроется, но звучит весомо.

Затем могут последовать эпитеты – “жуткое”, мрачное”, “классное”, “крутое” – в зависимости от богатства лексикона оценивающего.

И фильм, в самом деле, и первый, и второй, и третий, и пятый, и десятый, и еще какой угодно. Потому что Паркер – режиссер не “идейный”, то есть, я хочу сказать, что у него нет своей темы в кинематографе, которую бы он тщательно и кропотливо разрабатывал. Паркер влюблен в сам кинематограф, ему нравится снимать, работать с актерами, монтировать, подбирать нужную музыку, словом, создавать пресловутую атмосферу. И каждый новый его фильм не похож на предыдущий и вполне может считаться экспериментом. Словно Паркер отправляется в новое путешествие из-за охватившего его острого любопытства, колесит по воображаемой стране и рассказывает о своем путешествии нам. Смотрите, что я еще придумал!

Алан Паркер, по-моему, – идеальный автор-режиссер для жанрового кино.

Смотрите сами. Начинает он с пародийного мюзикла, затем снимает нешуточную остросюжетную драму, затем еще одну драму, но уже музыкальную, затем психологическую драму, потом музыкальный артхаусный фильм (уж точно – культовый, пробы ставить негде), затем – лиричную и тонкую драму о двух друзьях, потом триллер-хоррор, далее – криминальный фильм, еще одну драму и так далее… Я  затрудняюсь выбрать стержневую ось киноисканий Паркера. Скорее всего, никаких исканий просто не было. Алан Паркер снимал, что хотел, снимал талантливо.

Режиссер ценил творчество Андрея Тарковского, кажется, своей полной творческой противоположности (о киномастерстве не сужу). Говорят, впечатленный дождями, которые временами льются с потолков в фильмах Тарковского, Паркер включил в “Сердце Ангелу” сцену с кровавым дождем.

Фильм изобилует кровавыми сценами и – помню – в юности я смотрел их с неповоротливым напряжением. Интересно-то интересно, но как-то натужно. А ходил я на “Сердце Ангела” в свое время неоднократно. Уж очень фильм был… такой… пучеглазый. Не знаю, понимаете ли вы, что я хочу сказать. Я и сам не очень-то понимаю.

Атмосферу в фильме создают вентиляторы, мрачные закоулки-трущобы Нью-Йорка и Луизианы, негритянские диксиленды, полосы света и тени, резкие монтажные склейки и, конечно, сам Микки Рурк, исполняющий свою роль обстоятельно и медитативно. Он неряшлив, расслаблен, весь пропах табаком, потом и безденежьем. И, в общем, сразу же понятно, что с этим парнем что-то не так. Но Микки не уступает нашим подозрениям и ведет свою партию аккуратно, ровно, доверяя замыслу Паркера, который медленно нагнетает… ох, опять это слово … – ее и нагнетает. И в финале Джонни Фэйвориту уже не скрыться от вездесущих демонских глаз – Люцифер в исполнении Де Ниро адский денди, впрочем, сразу же понятно, что и с этим парнем что-то не так.

Роберт де Ниро в фильме "Сердце Ангела"

Вообще, в этом фильме со всеми героями что-то не так. Сплошное царство стилизованного порочного аврала или апокалипсиса в отдельно взятой душе. Куда бы не шел Джонни Фэйворит, ему никуда не деться от собственной ненавистной физиономии. В грехи погружаем и скорбями обуреваем – и весь мир ему представляется пресным или грешным.

Такой уж этот фильм.

О фильме “Сердце Ангела”

триллер, хоррор, США, 1987 г.

Режиссер – Алан Паркер

Сценарий - Алан Паркер по книге Уильяма Хьортсберга

Оператор – Михаэль Серезин

Композитор – Тревор Джонс, Эби Луман

В главных ролях

Микки Рурк – Гарри Ангел

Роберт де Ниро – Луи Сайфер

Шарлотта Рэмплинг – Маргарет Крузмарк

Вы можете оставить комментарий, или поставить трэкбек со своего сайта.

Написать ответ