В мировом кино бегают часто и охотно.
Бегают «за» и «от», «из» и «к». Бегают в одиночку, попарно и целыми компаниями.
Бегали, бегают и будут бегать. А значит, и фильмам с названием «Побег» жить и процветать.
«Побегов» в кино много. Русская википедия приводит с десяток фильмов с таким названием. Из них пара телесериалов, один телефильм, остальные – полнометражные художественные. Особенно «отличаются» оригинальностью американцы, в США снято аж пять «Побегов».
Я веду речь о третьем по счету, фильме 1975 года с Чарльзом Бронсоном, Джилл Айленд и Робертом Дювалем.
Хорошие актеры, а вот фильм…
Нет, никаких претензий. Абсолютно! Это фильм моего детства, значит, он по определению хорош.
Фильмы моего детства – те, что я запомнил, те, что остались в моей памяти, осели харизматичными персонажами, яркими сюжетами, заковыристыми диалогами.
Вот и «Побег» – остался.
Конечно, как художественное явление он ничего собой не представляет. Даже как образец жанра – а это приключенческий… кхм… ну, пусть будет триллер (но никак не боевик!) он уступает многим-многим действительно классным фильмам, снятым как до, так и после него.
И, вместе с тем, он – цепляет. Цепляет – и все. Не могу понять, чем. То есть, могу, но поделюсь соображением чуть позже.
Фильм, в общем, соответствует своему названию. В самом деле, рассказана история побега одного американца из тюрьмы. Американца упрятал в мексиканскую тюрьму его же собственный дед, промышленник, то ли банкир, не важно. История взаимоотношений деда и внука остается за кадром, даже деда мы видим всего два-три раза, когда он обсуждает с некой темной личностью планы по обузданию внука.
У американца на свободе остается любящая жена, которая изобретает планы по освобождению супруга. Она заявляется к некому летчику и говорит, мол, надо забрать одного хорошего человека из одного места. Летчик соглашается (за внятное вознаграждение), они летят в это место, которое оказывается пыльной дорогой с плетущимися по ней заключенными и охраной с винтовками наперевес.
Так начинается история знакомства рубахи-парня, легального афериста Ника Колтона и миссис Вагнер.
Авторы фильма не спешат. Несмотря на бурное и кровопролитное начало (показано, как был убит человек, в смерти которого обвиняют Джея Вагнера), история развивается в меру шатко, в меру валко. Примерно три четверти фильма Колтон вынашивает планы освобождения пленника, один из них терпит жесткое фиаско. После этого Колтона берет за живое, и он предлагает помощь миссис Вагнер, причем предоплату не берет, но зато (если все получится), то просит устроить аттракцион неслыханной щедрости в размере 50 тысяч долларов. Женщина согласна на все. Ей нужен муж. И правильно! За все заплатит дед, который ведет двойную игру, выказывая сочувствие стойкой женщине.
Само собой, в финале – хэппи энд. Вагнер освобожден, а Колтон и миссис Вагнер с некоторым благодарным сожалением смотрят друг на друга. В других обстоятельствах между ними мог бы наметиться роман, но, конечно, не сейчас, не при таких обстоятельствах.
А между тем, романтический взгляд Чарльза Бронсона и Джей Айленд (Джей Ирландия, между прочим!) не случаен. Дело в том, что они были супругами, и чрезвычайно счастливой парой.
Глубоко и нежно любили друг друга и, как мне кажется, это ощущается в фильме. Вот это и «цепляет», замечаешь правду чувств, которая не потонула в потоке лихого вымысла. А, может, и была такая история?
***
Смотреть фильм “Побег” онлайн
Коротко о фильме “Побег” / “Breakout”
Жанр – приключенческий триллер, США, 1975 г.
Режиссер – Том Грайс
Сценарий – Эллиот Бейкер
Оператор – Люсьен Баллар
Композитор - Джерри Голдсмит
В главных ролях:
Чарльз Бронсон -Ник Колтон
Джилл Айленд – миссис Вагнер
Роберт Дювал – Джей Вагнер