Я не предполагал, что меня настолько может захватить немой фильм.
Мне нравится состояние, когда мне что-то нравится. Я не стесняюсь говорить вслух о своем восхищении кем-то или чем-то, я люблю хвалить и говорить людям приятные вещи. Я верю в восторженность, в отличие от Владимира Высоцкого, и считаю это замечательной чертой своего характера.
Да, я часто говорю «гениальный», «прекрасно», «изумительно» и мне даже ставили это на вид, утверждая, что прекрасного в мире не может быть много. Я думаю – может. Прекрасного – очень много, наш мир трогателен и прекрасен.
«Поликушка» режиссера Александра Санина – настолько пронзительный фильм, что… я затрудняюсь завершить эту фразу. Нужно сравнивать или проводить параллели, сопоставлять, но – не с чем. Да и незачем. Просто – пронзительный, щедрый нежностью и болью, очень русский, потаенный, местами потешный, горький и чистый фильм.
Выдающиеся русские театральные актеры – Иван Михайлович Москвин, Вера Николаевна Пашенная, Варвара Осиповна Массалитинова – играю безупречно. А ведь для Москвина и Масалитиновой – это первые роли в кино, для Пашенной – четвертая, для Евгении Михайловны Раевской – третья, словом киноактерский опыт всех актеров не слишком богатый, а то его и вовсе нет. Специфика же игры в театре и кино различна, киноактер должен овладеть искусством крупного плана, входить в образ мгновенно, уметь имитировать переживания. Тут не искусство перевоплощения, а искусство мгновенного правдоподобия. Но что за дело Ивану Москвину до правдо-подобия, когда его Поликушка – неразменная, абсолютная правда, которая отзывается горьким и тихим узнаванием его героя, переросшего частный литературный случай и осветившего грань национального характера. Да – нет! – не национального, а вообще – человеческого, того пугливого и нежного человеческого типа, в котором удаль неразделима от глухой тоски, а добросердечие и добросовестность идут рука об руку. Человека, плохо обустроенного в жизни, неприспособленного к тому, чтобы – с пеной ли у рта, с топором ли в руках – доказывать свою правоту.
Фильм очень быстрый, стремительно меняются кадры, статичных планов мало, герои в кадре постоянно перемещаются, это отличное предвестие внутрикадрового монтажа. Во всем – огромный талант постановщика, театрального режиссера, актера и педагога Александра Санина. Насколько я смог выяснить, он поставил всего три фильма – «Девьи горы», «Сорока-воровка» и вот – «Поликушка», срединная его, трепетная и пронзительная лента.
Смотрите «Поликушку», друзья! Я отобрал фильм в некий свой внутренний запас кинолент, которые тронули меня до глубины души. Точнее, отбор сделал не я. Это все он – «Поликушка».
***
О фильме “Поликушка”,
драма, Россия, 1922
Режиссер – Александр Санин
Сценарий – Николай Эфрос, Федор Оцеп по рассказу Л.Н.Толстого “Поликушка”
Оператор – Юрий Желябужский
В главных ролях:
Иван Москвин – Поликушка
Вера Пашенная – его жена Акулина
Варвара Массалитинова – столяриха
Евгения Раевская – барыня
***
Смотреть фильм “Поликушка” онлайн