После «Сада наслаждений» прошел год. Альфред Хичкок успел снять фильм «Горный орел», который он сам характеризует как «скверный» (фильм не сохранился), а потом пришел черед «Жильца».
И вот с этого фильма начался «настоящий Хичкок». Опять-таки, ссылаясь на мнение самого режиссера, который говорит о «Жильце», как о «первом настоящем фильме Хичкока».
Фильм снят по роману Беллок Лаундес, точнее по пьесе, написанной по роману. Хичкок пьесу переписал, расставив акценты таким образом, что мы видим происходящие событие как бы с точки зрения домовладелицы Мари Олт.
Я смотрел фильм в очень плохом качестве: пленка темная, изображение нечеткое, тусклое. К тому же, я не нашел перевода субтитров на русский и смотрел исходник, т.е. английский вариант. Английский я знаю плохо, но история понятна и без всяких субтитров. А история такова: в Лондоне действует маньяк-убийца. Горожане в панике. Некая домовладелица сдает комнату молодому человеку, который постепенно кажется ей все более и более подозрительным. Молодой человек – не сказать, что уж крайне странен и наводит на серьезные подозрения. Он немного экстравагантен, бледен, слегка насторожен, чуть пуглив, глаза расширены. Но при этом обаятелен, даже красив. И ничего демонического в нем нет, скорее – поэтическое. Но глаза страха лондонского обывателя велики, и очень скоро, с подачи полицейского Джо (образцовое имечко для лондонского «бобби») хозяйка дома уверяет себя в мысли, что молодой человек – и есть тот самый преступник.
Дело осложняется тем, что в жильца влюбляется дочь владелицы. А жилец, соответственно, ухаживает – робко поначалу, а потом все более настойчиво – за девушкой. Молоденькая хорошенькая Дейзи ничуть не смущена странными чертами характера жильца, его нервозностью и тревожностью. А вот полицейский Джо – нервничает и гневается, еще и потому, что он как бы считался женихом Дейзи. А тут является неизвестно кто и пытается у него невесту отбить (если бы просто отбить, а то ведь – возможно – и убить!). Непорядок. Подозрения копятся. И в финале… а про финал я вам ничего говорить не буду, чтобы сохранить интригу.
Итак, Хичок впервые в этом фильме демонстрирует искусство того, что впоследствии назовут «саспенсом». Фильм визуально изобретателен, Хичкок успешно нащупывает собственный стиль.
С места – в карьер Хичкок заставляет нас следить за сюжетом. Фильм начинается с крупного плана кричащей девушки. Затем мы видим, как ее вытаскивают на берег Темзы. Девушка мертва. Появляется полиция, пресса и т.д. Затем Хичкок быстро и ловко показывает зрителям, как распространяется информация о происшествии. Телеграф, газеты, радио, уличные табло. Мы узнаем все больше: что преступник убивает только женщин. Только блондинок. Только по вторникам. Одет в черное пальто и носит черный портфель.
Замечательно продолжение: брюнетки ощущают себя в безопасности и смеются над блондинками. Блондинки нацепляют под шляпки черные парики.
И вот тут мы знакомимся с главной героиней – Дейзи. Она спешит домой, где ее ждут родители и жених – полицейский Джо. А потом газового рожка вдруг слабеет, на квартиру № 13 надвигается тень, которая материализуется в образе странного молодого человека в черном пальто, темной шляпе, нижняя половина лица закутана в платок. В руке, естественно, портфель.
Домовладелица испугана. А пришелец просит сдать ему комнату.
Здорово!
Айвор Новелло, который исполнил роль Жильца, был в Англии кумиром детских утренников. Как вам это?
О фильме “Жилец” / The Lodger: A Story of the London Fog
драма, триллер, Великобритания, 1927г.
Режиссер – Альфред Хичкок
Сценарий – Беллок Лаундес, Элиот Стэннард, Альфред Хичкок
Оператор – Гайтано ди Вентимилья, Хэл Янг
Композитор – Эшли Ирвин (1999)
В главных ролях:
Айвор Новелло – жилец
Джун – Дейзи
Малкольм Кин – полицейский Джо
Смотреть фильм “Жилец” Альфреда Хичкока онлайн