Во имя гармонии
Заметки по поводу фильма «Молчание доктора Ивенса»
Казалось бы, от такого «приземленного» кинематографиста, как Будимир Метальников, трудно было ожидать чего-либо похожего на «Молчание доктора Ивенса». В своих предыдущих сценариях («Крутые горки», «Отчий дом», «Простая история», «Алешкина любовь», «Женщины») и постановках («Завтрашние заботы», «Дом и хозяин») он чаще всего обращался к жизни колхозной деревни, обнаруживая острое и точное видение современной действительности. Но нельзя оставить незамеченным и ясно выраженное у Б. Метальникова стремление поднимать в своих произведениях важные нравственные проблемы. Краеугольным камнем его эстетической программы всегда являлась борьба за богатство и красоту морального облика человека. Это и объясняет появление его последнего фильма.
Конфликтный узел проблем и ситуаций этого фильма состоит в следующем. Доктор Мартин Игенс (С. Бондарчук), плодотворно занимающийся вопросами продления человеческой жизни, вступает в контакт с представителями инопланетной цивилизации — жителями планеты Ораина, средний возраст которых 160 — 170 лет. Общение с ними открывает Ивенсу глаза на то, что его научные изыскания пока что преждевременны: люди Земли еще нравственно не созрели до его открытия, и никто не гложет дать гарантию того, что оно, это открытие, будет использовано в интересах всего человечества, а не в антигуманных целях. «Каков первый закон людей Земли?» — спрашивает Ивенса Зор (Л. Оболенский), старейшина инопланетян. Доктор недоуменно молчит. У людей нет общего закона, В то время как ораинцы, оказывается, формулируют свой первый закон так: делать максимум того, что в твоих силах. Пока человек на Ораине работает, он живет. Уставшие — умирают. Наиболее уважаемых людей просят пожить подольше (лет до 230), т. к. общество в них еще нуждается. «Оружие массового поражения» звучит для ораинцев абсурдно. Убить соплеменника — преступно? А что такое преступление? Сознание их не приспособлено для столь глумливой терминологии. Тем трагичнее становится их столкновение с проявлениями милитаризма. Видимо, слишком рано посетили Землю ораинцы, на протяжении своей истории сумевшие преодолеть не только расовые и религиозные барьеры, но и барьер биологический. Да, они познали законы гравитации, научились свободно перемещаться в пространстве, овладели телепатическим способом общения и умением предвидеть будущее. Но вместе с тем, как это ни парадоксально, кое-что и потеряли.
«Нам, как аппендицит, поудалили стыд», — писал в одном из стихотворений Андрей Вознесенский. То же самое могли бы сказать о себе ораинцы. Плохо это или хорошо? Ответить на этот вопрос однозначно, пожалуй что невозможно. Другое дело, что с высоты нашей цивилизации отсутствие стыда представляется нам противоестественным. Но если к тому же оно существует не само по себе, а как следствие явления более глубинного — утери способности эмоционального восприятия человека — этот симптом тревожит уже не на шутку. И впрямь: неужели развитие и совершенствование человеческого разума идет за счет вытеснения чувственных переживаний? «Вы более эмоциональны, чем мы», — говорит Оранте (Ж. Болотова) Мартину Ивенсу. Во имя любви к человеку с Земли она отказывается от возвращения на родину. Любви, которая в условиях массового недоверия и всеобщего подозрения окажется гибельной для обоих.
Как видим, при всей фантастичности ситуаций, фильм «Молчание доктора Ивенса» поднимает далеко не праздные проблемы. Ответственность за судьбы мира и каждого человека в отдельности, доверие людей друг к другу, сохранение духовных ресурсов человека в век научно-технической революции — все эти вопросы волнуют людей уже сегодня.
«В нашем фильме, — говорит его автор, — мы попытались представить, что существует некое совершенное гармоническое общество, глазами которого как бы посмотрят на Землю герой нашего фильма — доктор Ивенс». В этой исходной посылке — и причина многих недостатков, присущих фильму. Он действительно снят как бы глазами ораинцев и оттого получился весьма рассудочным и холодным. В нем явно недостает той эмоциональности, которой так дорожила Оранте, И потому ни блистательная игра С. Бондарчука и Ж. Болотовой, ни цветовое решение фильма, ни кинематографические изыски: перебивки, наплывы, резкие смены планов — положения в этом смысле не спасают. Не делая ставки на сопереживание, авторы «Молчания доктора Ивенса» обращаются к разуму зрителей. Финальным аккордом фильма становится вложенная в уста телекомментатора мысль Иммануила Канта о наличии двух вещай, способных поразить воображение: звездного неба над нами и нравственного закона внутри нас. Пока человек не потеряет этого, он будет стремиться к гармонии и совершенству.
М. Анцыферов
И. Криворучко
Опубликовано в газете “Ленинец” 25 мая 1974
О фильме “Молчание доктора Ивенса”
Режиссер – Будимир Метальников
Автор сценария – Будимир Метальников
В главных ролях:
Сергей Бондарчук – Мартин Ивенс
Жанна Болотова – Оранте
***
Другие кинорецензии замечательного киноведа М.Ю.Анциферова
“Игры для детей школьного возраста”, режиссеры Лейда Лайус, Арво Ихо
“Восхождение”, режиссера Ларисы Шепитько
“Ты и я”, режиссер Лариса Шепитько