Диалог между Франсуа Трюффо и Альфредом Хичкоком.
Трюффо: Ваша картина – «Богатые и странные» – вышла в 1931 году. Я ее очень люблю.
Хичкок: Да, в ней полно всяких выдумок.
В то же самое время великий Хич заявляет, что этот фильм принес ему разочарование. Отглагольное существительное не означает недовольства режиссера своим фильмом. Речь о том, что прокатная судьба «Богатых и странных» не сложилась. Критики фильм игнорировали, зрители отнеслись к нему в целом прохладно. Почему? Возможно, дело в подборе актеров. Причем, не на главные роли: и Генри Кэндалл и Джоан Бери играют хорошо. А вот актеры на второстепенные роли, по мнению самого режиссера, могли бы быть и посильнее.
История – проще не придумаешь. Молодая супружеская пара отправляется в океанский круиз. Оба заводят романы, причем девушка чувствует себя виноватой, муж – ни-ни. Между тем, романтическая история девушки вполне многообещающая, ее кавалер нежен и убедителен, а вот интрижка мужа завершается полным крахом: его пассия выманивает все деньги и исчезает в… известном направлении. Устремляется навстречу новым простакам.
Замечательна сцена в гостиничном номере где-то в Гонконге. Порвавшая с любовником жена печалится о неверном муже, а он уже – тут как тут. С редким нахальством требует от жены оставить упреки и внимать его гневной печали, на все корки честит свою неверную любовницу, и чуть ли не обвиняет супругу в том, что он оказался обманут. Между прочим, сцена психологически достоверна и так точно поставлена и сыграна, что – куда там многим психологическим кинодрамам нашего времени.
Еще один примечательный эпизод – когда после кораблекрушения помирившиеся супруги путешествуют на китайской джонке; моряки предлагают им перекусить рисом с какой-то мясной приправой. Все очень вкусно, изголодавшаяся пара уплетает еду за обе щеки. А потом видят шкурку корабельного кота. Брр. Потом похожие сцены будут воспроизводиться многими режиссерами, но, похоже, и приемы неожиданных гастрономических развязок первым придумал Хичкок. Только я очень не хочу думать, что Хичкок был из тех режиссеров, которые ставят достоверность кадра выше гуманности. Надеюсь, что шкурка была поддельная.
Хичкок – большой мастер режиссуры, он чутко подбирает верную крупность кадра, у него отличный внутрикадровый монтаж, даже в своих ранних работах он почти всегда добивается максимума выразительности при сознательном ограничении себя в изобразительных средствах. Его план-кадры лаконичны и убедительны. Кинематограф Хичкока – доступный всем и каждому учебник киноязыка.
***
О фильме “Богатые и странные”,
мелодрама, Великобритания, 1931 год
Режиссер – Альфред Хичкок
Сценарий – Дэйл Коллинз, Альфред Хичкок, Альма Ревилль, Вэл Валентайн
Оператор - Джек Э.Кокс, Чарльз Мартин
Композитор – Адольф Хиллис
***
В главных ролях:
Генри Кендалл – Фред Хилл
Джоан Берри – Эмили Хилл
***
Смотрите “Богатые и странные” онлайн
Читайте и смотрите:
“Жилец” – так “начинался” Хичкок
“Шантаж” – первый звуковой фильм Хичкока
“Юнона и Павлин”, фильм Хичкока по пьесе Шона О`Кейси