«Волк» / «Wolf»,
1994 год, драма, триллер
Режиссер – Майк Николс
Автор сценария – Джим Харрисон, Уэсли Стрик
Оператор – Джузеппе Ротунно
Композитор – Энио Морриконе
В главных ролях:
Джек Николсон – Уилл Рэнделл
Джеймс Спэйдер – Стюарт Суинтон
Мишель Пфайффер – Лора Элден
Уж на что мне нравится Мишель Пфайффер, но признаю: роль
Лоры Элден – не лучшая в ее карьере. Мне кажется, что это не ее роль. В Пфайффер,
что бы ни говорили, нет брутальной женственности (я знаю, что брутальность –
предельная маскулинность, но отчего бы не употребить этот термин в значении
вызывающей, агрессивной женственности), нет демонического самолюбования, нет
затаенных пороков, подающих тревожащие голоса при каждом удобном случае. Нет, нет и
нет. Максимум, что может делать Пфайффер, примеривая на себя
потусторонне-чувственное амплуа – это играть Женщину-Кошку в «Бэтмене». Но это уже –
максимум. Пфайффер – замечательная драматическая и
лирическая актриса, она наверняка блистала б во многих ролях
чеховско-шеспировско-лопе-де-веговской драматургии, то есть, предельно разнообразной
и эмоционально насыщенной, но без каких бы то ни было признаков ликующей
маскулинизации. Ибо даже образ леди Макбет не столько демонически мрачен, сколько
отчаянно печален. Эта леди – развитие образа Джульетты в предельном выражении
преданности любимому мужу и бесконечной тоски от невозможности стать тем, кем велит
ее разнузданное воображение и глубинная страсть.
А
что же Николсон? – Он-то на своем месте. Актерский диапазон Джека Николсона шире,
чем диапазон Мишель Пфайффер. Он может сыграть почти все (практически, все) и
сделать это с нестерпимым порой блеском. Но в роли Уилла Рэнделла (забавная
перекличка: Уилл Рэнделл – Рэндалл МакМерфи) он непривычно тих, глубокомыслен и
беззащитен. До поры до времени, конечно.
Собственно, фильм о том, что в некоторых людях дремлют волки и драконы. А в
некоторых – пересмешники и фениксы, но не о них речь. Волки – драматичнее и жестче.
Дело не в том, что человек превращается в волка после случайного укуса хитрого
оборотня, который развалился на дороге, прикинувшись мертвецом, а в том, что человек
находит в себе зверя, отыскивает в тайниках своей души некую лакуну, в которой
бушует подавленное бессознательное. Но и волк – волку рознь. Коллега и бывший
протеже Рэнделла – Суинтон также обнаруживает в себе волчару, но – очень мерзкого,
насильника и убийцу. В финальной схватке двух волков побеждает тот, на чьей стороне
– что? – правда? Любовь? Сила? Все просто – на чьей стороне ДОБРО. Написалось у меня
это слово заглавными буквами – и я не буду его исправлять. Когда смотришь такие,
например, фильмы, как «Волк», даже самому отъявленному и беспринципному (а потому –
абстрактному) гопнику становится ясен главный голливудский и общечеловеческий тезис:
даже если встречаются два непримиримых гопника (читай: волка), то победит тот, кто
влюблен. Кому есть, что защищать, кроме своей шкуры – вот что важно. И вдруг наш самый отъявленный и беспринципный (а потому –
абстрактный) персонаж вдруг осознает себя неплохим, в сущности, человеком, переводит
бабушку через дорогу и дает нищему денег. Так что «Волк», по сути, кино воспитания,
как бы парадоксально это ни звучало. Никакой это не фильм ужасов и не хоррор.
Триллер? – Немного. Драма – еще ближе. Но вообще это фильм про то, что… да, про то
что «две вещи в мире наиболее всего поражают: звездное небо над нами и нравственный
закон внутри нас». С нравственным законом разобрались. А звездное небо… Что же, и
волку иногда так хочется выть на луну. А звезды – рядышком.
Но – минуточку. А как же Пфайффер? Почему я писал в начале о каких-то особых
качествах, которые как будто присутствуют в образе Лоры Элден, а Пфайффер, дескать,
они неподвластны – не ее это стихия, не ее игра. Мне Пфайффер кажется тоньше,
лиричнее и – самое главное – уравновешеннее того образа, который ей приходится
создавать. Уже если бы Пфайффер обнаружила в себе некое существо, то это было бы
абсолютно мифическое создание – белая пантера. А волка мы, конечно, оставим
Николсону.